Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся

Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. В связи с этим перед педагогической наукой стоит задачи обновления содержания школьного образования, совершенствования форм организации учебного процесса, методов и средств обучения.

В своей работе стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и контролем за усвоением. Использую разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Применяю чаще других такие приемы – это дидактическая игра, работа с книгой, лекция, семинар, обучающая самостоятельная работа, тестирование, творческая работа и др.

Ведущую роль в моей практике занимают следующие виды обучающих самостоятельных работ:

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, затем задание с усложненным элементом.

2. Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.

3. Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.

4. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

5. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.



6. Проведение семинара требует предварительной подготовки. Класс разбивается на 2 группы, причем в каждую группу включается хотя бы один хорошо подготовленный учащийся. Каждой группе дается задание по одному заданию (текст учебника, примеры из учебника и подбор одного дополнительного упражнения из дополнительной литературы). Представители групп подробно разбирают упражнения, затем из предложенных заданий составляется самостоятельная работа, которую выполняет весь класс..

7. Урок – лекция позволяет дать материал крупным блоком («Прогрессии», уроки итогового повторения).



Опыт показывает, что часть учащихся даже к моменту окончания школы не владеет самыми элементарными навыками работы с книгой: не умеет пользоваться с оглавлением, предметным указателем, аннотацией. Большие трудности испытывают они в составлении плана, тезисов, конспекта статьи. Зачастую при подготовке домашних заданий ученики просматривают только те краткие записи, которые сделаны под диктовку учителя на уроке или переписаны с доски.

В старших классах при работе с книгой даю план по конкретной теме, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном, и учащиеся самостоятельно пишут конспект (что часто происходит на уроках физики).

Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. В этом виде самостоятельной работы сливаются обучающий и контролирующий процессы.

Метод комментирования включает в себя все виды памяти – зрительную, слуховую, моторную. Кроме того увеличивается доля разговорной речи на уроке, т. е. комментирование позволяет обучая контролировать.

Одним из видов проверочной самостоятельной работы является сквозная контрольная работа. В начале работы дается всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив ее, учащийся берет следующую. Степень сложности увеличивается с каждым следующим заданием.

При заключительном повторении практикую применение тестов.

План по теме «Последовательность» в 9 классе:

1. Примеры последовательности.

2. Определение последовательности.

3. Область определения последовательности.

4. Бесконечная последовательность.

5. Обозначение членов последовательности.

6. Обозначение последовательности.



7. Возрастающая последовательность.

8. Убывающая последовательность.

9. Постоянная последовательность.

Памятка по работе с книгой:

1. Открой учебник и по оглавлению найди нужный пункт.

2. При первом чтении выделяй главные мысли.

3. Не пропускай ни одного незнакомого слова.

4. При повторном чтении составь план прочитанного.

5. По составленному плану попробуй составить рассказ о прочитанном.

6. Запиши в тетрадь тему, главные мысли и иллюстрирующие их примеры.