Формула успеха

Формула успеха

1. Вступление.

Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что Фортуна вовсе не так уж слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определенным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабливаться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика преуспевающих людей — их умение, почти магическое, оказываться в нужном месте в нужный момент. И это попадание в ногу с судьбой вовсе не случайность, а проявление их личных качеств.

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих и идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности — умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в большой игре жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже важный элемент успеха.

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая «гибкость». Человек, рожденный для удачи, всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления; поскольку уверен в своем конечном успехе.

Незаурядная способность убеждать других.

2. Философия жизни эффективного человека.

Главные оси философии жизни задаются вопросами.

Первый:

Много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?

Второй:

Кто отвечает за ваш успех?

А отвечать на эти вопросы можно вот так – по-разному.

ПЛАНКА ВАШЕЙ ЖИЗНИ

Нормальный мексиканский крестьянин или коренной житель солнечной страны Конго будет лежать под своей счастливой пальмой и на любое предложение что-то изменить в его жизни будет только лениво улыбаться: “А на фига?”. Ему не надо ничего, потому что нужно ему мало. У него есть его минимум, все остальное требует усилий – а тогда зачем? Основному населению этих стран философия максимального жизненного успеха не понятна, готовность платить за этот успех работой и напряжением – неблизка. Это не просто лень, это соответствующее понимание жизни, где возможность расслабиться дороже любого достижения.

Сама по себе лень вовсе не порок, лень в истории человечества является одним из главных двигателей прогресса. Я не хочу тащить бревно на себе – я изобрёл колесо. Стремление к комфорту одного расслабляет под ближайшим кустом, хотя бы и в грязи, хотя бы и под дождём, другого мотивирует вначале сделать себе хотя бы простейший навес, а потом построить дом со всеми мыслимыми удобствами.

Любитель комфорта под кустом называется лентяй, любитель комфорта у камина в собственном доме называется деловой, лидер. Лидеру в жизни нужно – много. Это человек, который стремится и хочет, это человек живой, человек “с мотором”, человек-деятель. Это охотник и завоеватель: охотник за успехом и завоеватель жизни.

Академик А.Д. Сахаров как-то в интервью произнёс неожиданнейшую фразу: “Смысл жизни – в экспансии”. Да, для лидера – это всегда так. Каждый настоящий мужчина – завоеватель Вселенной. То ли, как растущий предприниматель, ты хочешь занять рынок своим товаром, то ли, как новый руководитель, внимательно ищешь возможность сделать этих людей своим и стать для них авторитетом; если ты лидер, ты – завоеватель. Смысл жизни – экспансия. И если ты полюбил прекраснейшую женщину на свете, ты на предельном напряжении занимаешь своей любовью её душу, после любимая женщина плотно занимает твой дом и твою жизнь смыслом и теплотой. Ты завоевал её, она завоевала тебя.

Самая известная компьютерная игра стратегического направления (то есть такого, где не надо мочить зубастых монстров из плазменной пушки, а надо думать головой) – “Цивилизация”. Её цель – распространение своего политического влияния, культуры, научных достижений на всю планету. Причём совсем не обязательно насильственными способами. Однако в начале авторы пробовало создать совсем “неагрессивную” игру, где не надо распространять своё влияние, а надо лишь мирно добрососедничать. Вышла ерунда. Как в жизни.

Настоящий лидер умеет довольствоваться малым, но всегда стремится вперёд, стремится к по-настоящему большим целям. Ему в жизни нужно – много, ему нужен весь мир.

Итак, много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?

ПАРАЗИТ И ДЕЯТЕЛЬ: ВАШ ВЫБОР?

Кто принесёт вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый – свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй – ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счёт. Выбор между этими способами – главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Это выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человек насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и другие.

Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребёнок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно, вперед: это трудно, но очень интересно.

Так определился в своём выборе Деятель.

А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники, и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.

Так родился Паразит.

Этот выбор совершает каждый ребёнок, совершает его внутри себя, и если уж он свой выбор сделал, то всю оставшуюся жизнь он только укрепляет себя в нём, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом. Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днём учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.

Паразит может хорошо устроиться в жизни, когда-то быть и весёлым, и творческим, и милым человеком, но это человек, который живёт успехом чужим и в жизни выбирает безответственность. Деятель же строит свою жизнь сам, ищет дело, которое сделает сам, и знает, что как за свои победы, так и за свои поражения отвечает только он. При этом человек-деятель вовсе не возражает когда-то воспользоваться чей-то помощью, но даже эту помощь он скорее организует сам, нежели будет тоскливо её ожидать и плакаться при её отсутствии.

Итак, кто отвечает за ваш успех?

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВАШЕЙ ЖИЗНИ

Эгоист – это очень плохой

человек. Это человек, который

постоянно думает не обо мне!

Куда, на что направлен ваш успех? Ради чего, ради кого вы живёте?

СПОСОБ И НАРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Забота

(в первую очередь)

За свой счёт

За счёт других

О себе

Потребитель

Паразит

О людях и жизни

Творец

Романтик

Ситуации бывают разные: жизнь бывает, то щедра к нам, то жестока, когда-то она сталкивает нас лбами, когда-то – ставит перед возможностью сотрудничества… Как же по-разному проявляют себя обозначенные типажи во всех этих случаях!

А как вы будете действовать? Тест.

Результаты теста:

Пика?

Не сочтите за оскорбление, вы – великолепный паразит.

Трефа?

И полку потребителей прибыло

Черва?

Споём, синьор Романтик!

Бубна?

Неужели правда? Творец, снимаю перед Вами шляпу…

А теперь об этих типажах – подробно и всерьёз.

Жизнь обычная, непростая.

Потребитель, основа современного общества, в течение обычной, то есть достаточно непростой, жизни, когда она не праздник, но и не бедствие, среднестатистический человек знает: надо крутиться, чтобы всё было и чтобы ничего за это не было. Если человек так живёт за свой счёт, это нормальный

Паразит.Если же его лозунг “Кто бы меня накормил” и он ищет возможность пожить за чей-то счёт. Он же – эксплуататор.

Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя, он никак не может примириться с несовершенством жизни в целом: “Вот что за скотство?! Живём – в грязи, блин, дружить – разучились, любить не умеем. Разве так надо жить?! Эх!!” Значит, пора достать бутылку и выпить. А потом выпить ещё. А потом всем вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни про настоящую любовь, которая обязательно ждёт нас за поворотом, и прекрасную жизнь, которая рано или поздно к нам придёт… Переведём – её нам кто-то сделает

Творца тоже не устраивает несовершенство жизни, но, в отличие от Романтика, он песни не поёт и чудес не ждёт, а делает то, что от него зависит. Делает каждый день – энергично, настойчиво и гибко. Самое интересное то, что через человеческие усилия жизнь действительно может приобретать новое качество и становиться комфортной: красивой, чистой и для людей удобной.

В начале в одном отдельно взятом доме и на одном отдельно взятом предприятии, потом – в отдельно взятой стране… Почему людям нравится жить в Швейцарии? Потому что жизнь там – хорошо сделана. Реально сделана.

Проверял тест на слушателях; опрашивал в прямом эфире, а главное — несколько десятков человек дали ответы на эфирный пейджер. Распределение такое:

40% — потребители;

30% — Романтики;

15% — Паразиты;

15% — Творцы.

Разумеется, куча смешанных типов. Правда смеси Паразитов с Творцами как-то не оказалось…

Вообще-то перепутать Творца и Потребителя несложно, потому что и Творец кушает (регулярно), и Потребитель творит (хотя бы когда-нибудь). Главная разница – в акцентах, что делается для чего. Потребитель творит по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть, Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.

Эрих Фромм ставил этот вопрос как выбор ИМЕТЬ или БЫТЬ. А Брегг формулировал ещё проще: “Жить, чтобы есть, – или есть, чтобы жить?”

Путаница возникает ещё и потому, что Творец, заботясь о людях и жизни, не может и не должен забывать и о себе: он ведь тоже часть этой жизни, причём, очевидно, не худая её часть! Более того, во многих случаях заботиться о себе надо в первую очередь. Почему? Потому, что естественным образом разумно заботиться в первую очередь о близких тебе людях, а кто тебе ближе, если не ты себе сам?

Взгляните на вопрос реалистично: пододвинуть хлебницу соседу – нормально, но вот ежели я буду его кормить из ложечки, в то время как он кормит меня, это уже не забота, а дурдом.

Пусть каждый занимается в первую очередь собой и своим делом, вопрос в том, зачем, для кого ты это делаешь? Для себя – или для жизни?

Когда жизнь – праздник.

Печальный (романтик). Впрочем, кто-то праздновать отказывается принципиально: “Ну как вы можете радоваться, когда в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы можете тогда радоваться?!” Этот гуманистически настроенный человек заботится обо всех, но по факту день за днём лишает себя и других возможности праздника.

Значит делать жизнь праздничной придётся кому-то другому…

Бизнесмен (творец). Этот человек праздники любит, он любит это счастливое время, когда у него наконец-то появляются свободное время силы и деньги. Это его настоящий праздник – потому что теперь он может своё время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин. Всё рассчитав, он может наконец-то поддержать лучших, вложиться в тех, в кого вкладываться смысл есть.

И тогда праздник будет действительно у многих!

Счастливое дитя (потребитель). Поскольку этот человек больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в ситуации свободного времени, сил и средств он устраивает себе праздник. Ура!! Звенят бокалы, льётся шампанское, пукает пейнтбол, летят и взрываются петарды. Строго говоря, праздник – это время, когда радостно уничтожается то, что было создано и накоплено во время будней. И чем больше уничтожено, тем больше праздник!

Но всё честно: на свои. И как красивы люди на настоящем празднике!

Без тормозов (паразит). Праздник хорош тогда, когда всем известно, сколько можно выпить и когда пора расходиться. Если же эта культура праздника отсутствует, то вместо радости возникают проблемы, в том числе у окружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чужие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьёт стоящих на остановке людей.

Короткий праздник, большие проблемы.

КОГДА ЖИЗНЬ – ТРУДНА.

Самоубийца (романтик)

А этот, глядя на эту действительно поганую ситуацию, возвышенно восклицает: “Человеку так жить нельзя!” – и кончает жизнь самоубийством.

После чего вопрос: “А кто же будет эту поганую ситуацию выправлять?” – его уже не волнует.

Помощник (творец)

А помощник берёт ситуацию под свой контроль и делает всё, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в трудной ситуации действительно в помощи действительно нуждается: не обязательно тем, кто громче всех кричит но тем, кто правда под ударом. Как правило, в первую очередь необходимо поддерживать ослабших и спасать то, что может погибнуть безвозвратно.

Если вы в горах, все уставшие и голодные, но один из вас сломал ногу: Что надо делать? – Нести на себе того, кто сейчас идти не может.

Выживающий (потребитель)

Жизнь трудна – что выдумывать? Нужно выживать, знает этот человек, и напрягается, иногда предельно героически, для того чтобы спасти хоть что-то.

Хоть и ради себя, но – подвиг.

Страдалец (паразит)

Этому типу в этой ситуации намного проще: он принимает роль страдальца, ноет, плачет, но обычно ничего всерьёз не предпринимает.

Это все так ужасно! Просто руки опускаются!

КОГДА ЖИЗНЬ СТАЛКИВАЕТ НАС ЛБАМИ

Ни в чём так ярко не проявляется философия жизни каждого, как в ситуации, когда жизнь сталкивает нас лбами: ты или я? Ты или я получишь этот лакомый кусочек? Мне уступить – или ты обойдёшься? Чей, мой или твой, интерес будет признан более важным?

Хотя может быть и по-разному. Я вполне допускаю, что порядочный человек может совсем даже не уважить интерес спившегося бомжа, отдав предпочтение тому, кто паразит в меньшей степени. Кто человек – в большей степени.

Альтруист ( романтик)

Альтруист волнуется, от всего ли он уже отказался.

Социоцентрист (творец)

Жертвующий собой, человек порядочный заботится, чтобы были учтены интересы всех.

Эгоист (потребитель)

Когда есть чем поживиться, но ты не один, этот человек присматривает, что ему нравится и как бы это захапать.

Социопат (паразит)

Особое место занимает этот тип, который волнуется не столько о том, все ли ему положенное получил он, сколько о том, не слишком ли много получили другие. На бытовом уровне его лозунг: “Мне не надо вторую корову, мне надо, чтобы у соседа корова сдохла!”, в масштабе общества: чтобы не было бедных, он уничтожает богатых.

И это тоже – философия жизни…

КОГДА ЖИЗНЬ ПРЕДЛАГАЕТ СОЮЗ

Независимость (романтик)

Некоторые никогда не предадут, но и дисциплина корпоративной культуры ему явно не по душе. Он выбирает – независимость, то есть “свободу ОТ”. Его любимый защитный тезис: “Я никому ничего не должен!”, тезис атакующий: “Вы не имеете права”, а вся программа строится на негативе: поспорить (ничего подобного), нарушить (а я могу), отвалить (моё дело) и отстоять (свои желания).

Свобода Для (творец)

Эти люди умеют работать в команде, умеет быть верным, но его верность – не слепая. Его “свои” хороши не тем, что они “свои”, а тем, что это достойные люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих людей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-творец выбирает “свободу ДЛЯ”.

Верность своим (потребитель)

Когда жизнь предлагает союз, все нормальные эти типажи сбиваются в стаи: один за всех, все за одного, и все против чужих: воспитание корпоративной культуры, как правило, это привитие сотрудникам чувства: Мы свои!

И соответственно: “Мы не продаёмся”.

Что делает любую команду – семью, банду или фирму – крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.

Подлиза (паразит)

Выбирает более лёгкий путь: на виду и пока сытно, он жмется и ластится к сильным, но за тридцать условных единиц готов своих продать, а в трудную минуту – оставить, предать.

Квалификация: подлый шакал, трус и предатель.

РЕЗЮМЕ Соотнося себя или других с типажами, представленными в этой таблице, нет смысла пытаться точно определить, кем являетесь вы или другие интересные вам люди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, И Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, вы можете точно и ответственно определить свою философию жизни, понять, что действительно вас привлекает, после чего честно отслеживать, как – кем? – вы в разных ситуациях себя реально проявляете.

КАК УЧИТЬ СЕБЯ УСПЕХУ

Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерее. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.

Хотя чаще везёт тем, кто знает, где и в какое время надо находиться, то есть людям успешным.

Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что вы хотели, вы сделали то, что нужно для этого, вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами.

Удачливым быть приятно, успешным быть престижно. И естественно, куда как надёжнее: птица удачи по расписанию не прилетает. Но если припархивает, то чаще выбирает людей предприимчивых и сообразительных: помните анекдот про бедного еврея?

Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел

он на коврике, клал поклоны и молил Господа,

чтобы тот сделал его богатым. Но шли год за

годом, а коврик уже почти истёрся, а денег всё

нети нет. Тогда вскричал он в сердцах:

Господи, ну почему? Я выполнял все твои

заповеди, соблюдал посты и субботы, почему

не наградишь меня за мою верность тебе?

Господи, ну почему?

И раздался голос с небес:

Абрам, ну оторви свою задницу от коврика

Искусство быть эффективным состоит не в том, чтобы знать основные принципы и правила, а в том, чтобы в жизни их помнить и выполнять.

и пойди купи хотя бы один лотерейный билет!

УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ И ЭТАПЫ НОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Взрослому человеку это непривычно не только делать , но и слушать

Но, тем не менее..

Собственному обучению можно и нужно учиться, как и любому другому делу, и если вы этот навык приобрели, освоение любого нового дела (будь то пользование Wordом, вождение автомобиля или руководство коллективом) станет для вас если не лёгким, то, по крайней мере чем-то понятным и предсказуемым.

Основные этапы обучения новому навыку можно хорошо описать, рассматривая степень осознанности выполнения действий и компетентность (успешность его выполнения). Скомбинировав оси осознанности и компетентности, легко выделить четыре состояния:

неосознанная некомпетентность;

осознанная некомпетентность;

осознанная компетентность;

неосознаваемая (бессознательная) компетентность;

Так вот, это не просто состояния, а ещё и обязательная их последовательность. Смотри схему.

Рассмотрим на примере.

ОВЛАДЕНИЕ “ТОТАЛЬНЫМ ДА”:

НАВЫКИ КОНСТРУКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Итак, исходное состояние, исходный уровень в отношении конструктивного слушания, это, естественно,

неосознанная некомпетентность. Не задумываясь о стиле своего общения и не слыша себя, большинство людей привычно некает, даже в согласии из них вылетает “Не, ты прав”, а способность возразить обычно на порядок опережает способность понять и согласиться; впрочем от этой неспособности слышать другого мало кто страдает ровно потому, что о возможности другого стиля общения люди попросту не догадываются.

Или необходимость его – не понимают. Нет, а что, я со всеми должен соглашаться? Что за бред! И привычно, не утруждая извилин, народ бодается направо и налево.

Если рассматривать состояние неосознанной некомпетентности внимательнее, то внутри его можно различить свои этапы. Совсем вначале своё коммуникативно-дикое состояние человек не видит и проблемы не понимает – хотя бы за счёт того, что возникающие в своей жизни проблемы он полностью списывает на окружающих: “Уроды!”. А он здесь ни при чём

Позже, на следующем этапе, у него все-таки возникает ощущение, что он здесь все-таки – при чём. Осознанностью это назвать трудно, но появляется интерес в эту сторону думать. С человеком на эту тему уже можно разговаривать.

Следующая фаза, второй уровень в выработке нужного умения, – осознанная некомпетентность. Например, соответствующую литературу и пообщавшись с умными людьми, вы свою колючесть разглядели и свою привычку возражать замечаете: впрочем, гораздо легче на первом этапе замечаются ошибки чужие. “Да нет послушай…”, “Нет, ты прав…”, “Нет, конечно…”.

Когда чужое “нет” начнёт вам резать слух, поздравьте себя: эта проблема только психологически продвинутых людей!

Способность замечать свои собственные ошибки вырабатывается обычно позже, и многие на этом этапе начинают серьёзно напрягаться: действительно, раньше свои “нетки” вы не замечали (замечали редко) и беседовали расслабленно, теперь каждое ваше “Нет” бьёт вам по ушам и сбивает с темы.

Вы не стали возражать реже – но гораздо чаще стали это замечать.

На самом же деле переживать тут оснований нет, напротив, можете за себя порадоваться: вы уже серьёзно знаете, чему вам нужно учиться.

Третий уровень – осознанная компетентность. Вы уже привыкли слушать свою речь и строите её, внимательно отслеживая свои внутренние и внешние “Да”, однако на первом этапе эти успехи “уравновешиваются” серьёзными минусами. Во-первых, это неестественность речи. . Вы говорите фразы правильные, но с задержкой и производите впечатление “тормознутого”.

Четвёртый этапнеосознанная компетентность. Это то, к чему стремитесь. Когда культура общения в вас уже “встроилась”, вы ведёте разговор легко и без задержек, думаете уже не о формулировках, а о деле и смотрите на собеседника, а не в себя. Речь вообще перестала вас занимать, вы обращаете на неё внимания не больше, чем на собственное дыхание или “пододвинуть стул”.

Действительно, вот во время еды вы попадаете себе ложкой в рот, не задумываясь над тем, под каким углом держать этот столовый инструмент…

И если на первом этапе этого уже мастерского общения вы говорите ещё несколько формализованно, то в конце концов к вам возвращается изначальная свобода и озорство, вы снова разрешаете себе говорить “Нет”, но это происходит настолько изящно, настолько на другом уровне, что только подчёркивает естественность вашего понимания и поддержки собеседника.

Резюме. Вывод.