Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания

Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.

Одним из источников актуальных проблем для общества являются современные условия этнического многообразия, в которых растет и формируется современный подросток – «продукт мира без границ». Открытость мира, глобализация политического, экономического, религиозного и культурного пространств выдвинули проблему формирования этнокультурной толерантности, так как сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным

Быть этнокультурнокомпетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Воспитание чувства собственного достоинства и дисциплинированности,  гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважения и солидарности с другими народами и странами). К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах толерантности.     Большая роль в деле воспитания гражданина отводится учителям гуманитарного цикла. В своей работе я, как учитель истории, обществознания, права, направляю урочную и внеурочную деятельность учащихся в русло гражданского и патриотического воспитания. Большое внимание уделяю:

ознакомлению школьников с основами гражданственности и правового законодательства;

ознакомлению школьников с ценностно-значимой информацией об истории становления государства в России, о современных реалиях российского гражданского общества;

расширению духовного и общекультурного кругозора школьников.

формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

созданию условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через проектную и исследовательскую деятельность

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности. В условиях полиэтнической школы необходимо соблюдать некоторые условия:

Избегать категоричных оценок в толковании каких либо исторических событий.

Дать возможность детям высказываться по некоторым спорным вопросам межнационального общения в форме дискуссии, особенно на уроках обществознания. Понятно, что роль учителя- контролировать, чтобы дети следовали правилам дискуссии.

При изучении причин межнациональных конфликтов, гражданских войн подводить к выводу, что уроки всех гражданских войн-все, что можно отрегулировать мирным путем, так и нужно делать.

Показывать созидательную роль людей разных наций в развитии нашей страны.

Знакомить детей с важными событиями, праздниками. Например, в небольшой передаче по школьному радио поздравить детей мусульман с праздником Курбан байрам, немного рассказать о нем. Так же стоит поступать и перед христианскими праздниками. Происходит обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а так же чувств, связанных с культурой межнациональных отношений.

Для достижения эффективности использования содержания обучения, для обогащения учащихся знаниями по вопросам межнациональных отношений, необходимо, что бы каждый учитель хорошо осознал тот конкретный материал по своему предмету, который следует использовать при решении этой проблемы.

Процесс выработки нравственных представлений в области культуры межнациональных отношений требует умелого учета возрастных особенностей учащихся.

Устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам культуры межнациональных отношений приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Приложение.

Фрагменты из интегрированного урока по истории, обществознанию и географии, проведенного автором статьи в марте 2012 года на МО зам. директоров по социальной работе.

Роль семьи в этносоциальном воспитании

Традиции моей семьи в традициях страны. 9 класс

Воспитывающие задачи:

Формировать:

1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

3) осознанность нравственного поведения, показать роль семьи в этносоциальном воспитании

Образовательная технология: технология развития критического мышления.

Образовательный продукт: создание мозаики-вывода на данную тему.

План работы:

1. Организация занятия.

2. Работа в группах .

3. Защита выработанных версий.

Обсуждение.

Создание образовательного продукта

Рефлексия.

1.Организация занятия. Актуализация.

Учитель : Эта английская притча показалась мне любопытной.





Подумайте, о чем эта притча? В чем её смысл?Это была одна из самых холодных зим. Много животных умерли из-за сильного холода в ту пору…Ежи, которые уже не могли сидеть в холодных норах, выбрались наружу и увидели, что снаружи еще холоднее. Они начали понимать, что их ждет участь замерзших зверей. Тогда ежи собрались вместе и стали думать, как избежать смерти. Немного подумав, они решили, что им надо группироваться ближе друг к другу, чтобы согреться теплом от тел.Они стали собираться в группы, прислоняться друг к другу. Но это оказалось не так-то просто, их иглы больно ранили. И даже самые близкие друзья и родственники не могли согреться, как они ни старались согреть друг друга, потому что они все же старались сторониться и держать дистанцию, чтобы не пораниться.

Выслушиваем ответы ребят.

Учитель На доске понятия и термины

семья

государство

традиции

нация

толерантность

А как это согласуется с нашей темой?

Версии выслушиваем.

Формулируем тему, проблему.

Учитель Как называется качество человека, способное терпимо относиться друг к другу?

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

Учитель Как формируется это качество? ( воспитание, семья, СМИ)

Мы будем говорить о толерантности в отношении к другим нациям, национальным проявлениям.

Дать понятие нации, толерантности. Демонстрация презентации

« Многонациональное Поволжье».

У каждого народа, нации свои традиции, обычаи.

УчительЧто такое традиции? Как они формируются? Выслушиваем ответы детей

Итоги соцопроса (1 мин)(Соцопрос был проведен ранее)

Традиции моей семьи

Для чего нужно соблюдать традиции.Зачем традиции нужны мне:

- боюсь их не выполнить, т.к. могут осудить окружающие;

- если я не буду участвовать в ней, то это будет расценено окружающими как

неуважение;

- учусь действовать так, как действовали мои предки;

- уважаю своих родителей, бабушку, дедушку, хочу быть как они;

-не хочу обидеть….;

-не хочу жить по правилам, обычаи мне не нужны…;

- хочу сохранить особенности нашей семейной атмосферы;

-они создают особый уклад жизни, присущий только нашему государству;

-позволяют человеку не задумываться, как поступить;

-облегчают нашу жизнь, так как предлагают нам путь правильного действия;

— чувствую, что они мне не нужны, но объяснить не могу

Рассказы учащихся о традициях их семьи как однонациональных, так и многонациональных.

Актуальность: Ребята, вы определили проблему, которая в современном мире остается глобальной — проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной вражды.

Вот эти проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы

В чем причины межрелигиозных конфликтов?

Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?

Ведут ли они изначально к конфликту?

Можно ли разрешить меж конфессиональные конфликты?

Какая роль семьи в решении этих вопросов

Работа в группах .

1 группаЭтические ценности религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп 1мин.)

проанализируйте этические ценности религий и сделайте вывод: заложены ли в их философиях идеи вражды к другим верам.

2 группа

Прочитайте документы (газетные публикации) и ответьте на вопрос.

Какие существуют ппроблемы в межнациональных отношениях в современном мире.

3 группа

На основе газетных публикаций сделайте выводы

Реалистична ли, по вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос земли? Свое мнение поясните.

В чем опасность реализации этой перспективы?

4 группа. На основании текста выступления президента России Дмитрия Медведева на Мировом политическом форуме(2011 г) ответить на вопрос, как видит решение проблемы наш политический лидер.

Как сохранить порядок и стабильность в мире.

5 группа

Выберите свою позицию и аргументируйте.

1Семья — первичный агент социализации ( Ребенок учится тому, что видит у себя в дому)

2.В современном обществе роль семьи утратило первоначальное значение. На социализацию и воспитание ребенка влияют в большей степени СМИ, (газеты, журналы, телевидение Интернет)

Учитель

Итак, подведем итоги ( мозаика на доске)

Настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов.

Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

На данный момент в мире существует тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур

Различия между нами – это наше богатство, которое укрепляет наше единство.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

Оценка результативности работы должна измеряться нравственно-духовными параметрами, такими как:

1)повышение толерантности, снижение степени противостояния в ученической среде

2) обеспечение заинтересованности учащихся в снижении социальной напряженности в обществе;