Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольник

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 994

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Учитель-логопед ГБОУ № 994

Таран Юлия Владимировна

Москва, 2013 г.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начата работа по развитию речи, тем свободнее будет ребенок в своем общении впоследствии.

Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность, точность и ясность изложения, выразительность. Поэтому развитие связной речи – это одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Понятно, что связная речь ребенка, имеющего нарушения речевого развития не будет отвечать всем вышеперечисленным требованиям без специально организованной помощи. Однако в современном детском саду достаточно большое количество детей страдают фонетико-фонематическим недоразвитием речи и не все они могут овладеть теми навыками и умениями в развитии связной речи, которые будут необходимы им для успешного обучения в школе. Поэтому, основной задачей логопеда, воспитателей и родителей данной категории детей является помощь во всестороннем овладении речевыми навыками.

Развитие связной речи и звуковой культуры неотделимо связаны между собой. Работая с пересказом, составляя рассказы-описания, заучивая стихи очень важно работать над звукопроизношением, дикцией, темпом речи. В свою очередь, работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду может организовываться, как в процессе специальных занятий (в том числе и коррекционных занятий с учителем-логопедом), так и на специальных занятиях по развитию речи воспитателем, а также в результате свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома. Ведь очень важным является не просто отработать правильное изолированное произношение звука ребенком, но и включить его в самостоятельную речь. Поэтому после того, как звук поставлен, взрослые должны исправлять ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании в диалогической речи, при заучивании стихов, а самое трудное – в монологической речи ребенка.

Рекомендации для воспитателей.

Воспитатель ДОУ, имеющий в своей группе детей с речевой патологией, также как и учитель-логопед должен осуществлять коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во внеучебное время. Необходимо соблюдать общий подход к отбору речевого материала на каждом занятии. В то же время воспитатель имеет более широкие возможности закрепления достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности и в дидактических играх, представляющих синтез игры и занятия, так как давно известно, что коммуникативная активность ребенка проявляется в его взаимодействии со взрослыми и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности.      Дошкольников с ФФН отличает затрудненность в установлении контактов, медленная реакция на действия партнера по общению. Некоторые дети с ФФН характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Воспитателю следует специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения – ситуативно-делового, познавательного, личностного. Следует выявить, когда ребенок проявляет наибольшую активность, заинтересованность, в какой ситуации чувствует себя наиболее свободно. Воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать их речевую активность. Взрослый должен побуждать детей к диалогу, поощрять общительность, соблюдать педагогический такт.

Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Особые требования предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если же ошибка является распространенной и встречается у многих детей, необходимо обсудить это с логопедом, обратив его внимание на данную проблему, и совместно подобрать способы ее решения.

Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.

Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) используется так называемое отсроченное исправление. По отношению к детям с проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации внимания всей группы.

При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель должен следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи коррекционной направленности – осуществляет активное закрепление навыков произношения.

Примерный перечень заданий, которые можно использовать на занятиях для развития связной речи, закрепления правильного звукопроизношения детей и развития их ВПФ (внимания, памяти, мышления):

Задание 1. Рассказ-описание по картинке.

Рассмотрите рисунок. Расскажите, как выглядит кукла. Что она делает?

(Это кукла Катя. Она одета красиво. На ней … Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому…)

Не глядя на рисунок, еще раз расскажите про куклу Катю; теперь вновь рассмотрите рисунок и представьте, где Катя живет, с кем дружит.

Задание направлено на развитие грамматического строя речи, развивает планирующую функцию речи.

После завершения рассказа можно попросить детей продолжить предложение: «На улице идет дождь, поэтому…»

Варианты ответов детей:

1: поэтому без резиновых сапог и зонтика выходить нельзя;

2: поэтому, чтобы не простудиться, лучше остаться дома и подождать, пока дождь закончиться;

3: поэтому, Катя осталась дома.

Формирование Звуковой культуры речи старшая группа

После окончания занятия можно попросить детей нарисовать свои рисунки к составленному рассказу.

Задание 2. Рассказ-описание с элементами сюжета.

Рассмотрите рисунки про кошку Марусю и ее котят, раскрасьте их. Расскажите про кошку и ее котят: (Кошка Маруся очень… У кошки Маруси… котят. Шерстка у … разных цветов. Один котенок … другой…Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч … цвета, украшен … полосками…).

Расскажите про них по памяти, не глядя на рисунок. Задание аналогично первому, но присутствует большее число персонажей, что требует от детей устойчивого внимания.

Формирование Звуковой культуры речи старшая группа

Задание 3. Рассказ по серии сюжетных картинок (знакомый сюжет) с элементами пересказа.

Рассмотрите рисунки и придумайте к ним по одному предложению. Ответить на вопросы: Как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло? Чем все закончилось?

Задание направлено на развитие планирующей функции речи. Содержание первого рисунка – знакомый сюжет по сказке “ Красная Шапочка”, хотя представленная ситуация отличается от сказочного повествования. Дети, составляя предложения по сюжету рисунка, (а не сказки!), должны учесть этот момент. Задания такого вида не только учат учитывать исходящую информацию, но и подводят к решению задач которые предлагают в начальной школе.

На втором рисунке изображена незнакомая для ребенка ситуация.

Составлять рассказы по рисункам помогают конкретно поставленные вопросы. В первом случае они требуют ответов по существу, а не простого воспроизведения сказки. Во втором случае требуется изложение самостоятельно придуманной истории с учетом “предлагаемых обстоятельств”. Воспитатель поощряет самые разные варианты историй, придуманных детьми. Единственное требование – придерживаться информации, данной на рисунке.

Формирование Звуковой культуры речи старшая группа

Задание 4. Рассказ по серии сюжетных картинок (незнакомый сюжет).

Формирование Звуковой культуры речи старшая группаРассмотрите рисунок и восстановите последовательность событий: что случилось сначала? Что потом? Покажите стрелками последовательность событий. Составьте рассказ по рисункам.

Задания этого типа помогают развивать внимание и логику. Так же развивается планирующая функция ребенка. Для работы с данными заданиями нужен набор разнообразных иллюстраций, иначе дети не могут проанализировать информацию и будут пересказывать хорошо знакомый сюжет. Рисунки подводят ребенка сначала проанализировать, исследовать, а затем составить рисунок. Пусть один ребенок начнет рассказ, другой продолжает и т.д.

Задание 5. Творческий рассказ-описание.

Рассмотрите рисунок. Кто живет в этой квартире? Мальчик это или девочка?

Чем увлекается?

Задание носит творческий характер. Вопросы помогают детям обратить внимание на важные детали: книги и портфель говорят о том, что хозяин комнаты учится в школе; спортивные снаряды и мячи – о его увлечении спортом в целом, и футболом в частности. Можно пофантазировать о том, много ли у него друзей и чем они занимаются вместе в этой комнате. А в заключении сделать вывод о оом, кто он. Конечно, мальчик.

Формирование Звуковой культуры речи старшая группа

В заключении хотелось бы сказать о том, что все задания по развитию связной речи можно использовать как самостоятельно, так на любом из проводимых занятий, как их элемент: перед началом рисования, лепки, перед чтением художественного произведения или после его окончания. Данные задания легко связать с любой изучаемой лексической темой и могут быть очень полезными, как для развития речи детей с речевой патологией, так и для нормально развивающихся детей. Это является особенно важным для современного обучения, так как уже в первом классе дети столкнуться с проектной деятельностью, которая потребует от них не только проявить не дюжую фантазию, но владеть хорошими навыками рассказывания и пересказа.