Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Семинар – практикум по теме:

«Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего

дошкольного возраста»

В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.

Без дополнительного вмешательства учителя – логопеда в процесс исправления звуков речи и развития фонематического слуха у детей, дефекты речи не только не исчезают, но и усугубляются. Зачислить всех детей в логопедическую группу невозможно. Поэтому, работа по формированию правильного произношения и навыка звукового анализа и синтеза ложится на воспитателя массовой группы, которому необходимо реализовывать следующие задачи:

развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

обогащение словарного запаса;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи и в подготовительной группе – обучение грамоте.

Решение этого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников образовательного процесса – родителей и педагогов.

Воспитатели массовых групп ежедневно и достаточно продолжительное время общаются с детьми, знают их способности, интересы, и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Развитие речи детей и формирование у них правильного звукопроизношения – это не только задача логопеда, но и всех педагогов дошкольного образовательного учреждения. Всем специалистам необходимо обращать внимание на речь детей, исправлять их, показывать, как правильно артикулируется тот или иной звук. Иногда достаточно один раз показать правильный артикуляционный уклад, и ребенок, который искаженно произносил какой-то звук, начинает произносить его правильно.





Программа детского сада не ставит своей задачей обучение чтению, но подготовкой к овладению навыком чтения мы занимаемся обязательно.

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыком звукового анализа слов, то есть уметь называть в слове все звуки по порядку. Первые попытки самостоятельного выделения звука из слова, а затем и определение его места в слове являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

По данным исследователей, выделение звука в слове у ребенка появляется спонтанно, сложные же формы звукового анализа и синтеза, нужно формировать специально.

Для этого необходимо вести работу квалифицированно, систематически, поэтапно.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности. Ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. Важно согласные буквы произносить как звук. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

В настоящее время существует великое множество разной литературы с играми и заданиями.

Некоторые из них: Придумать предложение по сюжетной картинке и посчитать количество слов в предложении.

Придумать предложения с определенным количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении.

Составить графическую схему предложения.

Придумать предложение, соответствующее графическому изображению.

Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Составить слово из слогов; Отхлопать его в ладоши по слогам, отстучать мячом и др.

При знакомстве со звуками речи очень важно использовать различные схемы (показать какие)

Потому как, слияние звуков, материализованных с помощью фишек, есть моделирование чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое, происходит в занимательной игровой форме.