Формирование здоровьесберегающей среды в работе логопеда ДОУ в свете новых требований Ф

Формирование здоровьесберегающей среды в работе логопеда ДОУ в свете новых требований ФГТ.

         

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Явления в обществе способствовали изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, создания здоровьесберегающей среды. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребенка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. Но в последнее время признана первостепенной задачей физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей.

Среда рассматривается, как условие оптимального саморазвития личности, благодаря которой ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.             Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.             Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.



Мне ближе коррекционные здоровьесберегающие технологии, которые помогают правильно и рационально сформировать развивающую среду. Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, но и всю жизнедеятельность ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия его в процессе общения со сверстниками и взрослыми, использование развивающей среды на достижение положительных результатов (формирование речевых процессов). Я стараюсь так построить наше взаимодействие, чтобы ребенок сам захотел заниматься, не принуждаю его, а стремлюсь заинтересовать, увлечь и при этом не навредить его психологическому и физическому состоянию. И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Потребности в игре у детей с недоразвитием речи такие же, как у сверстников. Но они отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях общей и мелкой моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, сохранить его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности. Каждое мое занятие включает игры. Чем они разнообразнее, тем лучше. Я использую игры, способствующие успокоению и организации детей, преодолению замкнутости, неуверенности, игры на расслабление мышц лица, освобождение от мышечных зажимов, требующие общения и взаимодействия детей и взрослого:

игры, включающие в себя различные виды логопедической гимнастики: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, мимическую;

речевые игры: подвижные игры с речевым содержанием, игры – хороводы, игры – драматизации, дидактические, словесные игры, игры с использованием физкультурного оборудования (мячей, обручей, канатов, флажков, кубиков и т.п.);

игры на формирование и развитие слухового и речевого внимания, фонематического восприятия;

игровые упражнения на формирование правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня; есть продукты, полезные для здоровья; соблюдать гигиенические правила; соблюдать гигиену одежду и обувь.

Таким образом, применение в моей работе здоровьесберегающих технологий помогают организовать здоровьесберегающую среду с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. В ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды деятельности, в которых он мог бы максимально реализоваться, выбирать совместно приемлемые для конкретного ребенка способы и приемы (в данном случае игры), что вызовет у него удовлетворенность деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности, сохранение нервной системы ребенка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужна здоровьесберегающая среда. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

 Важно, что здоровьесберегающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, сохраняя и укрепляя здоровье малыша.

ЛИТЕРАТУРА:



Т.В. Климова, Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ

Е.Л. Новикова, Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.; 1999

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.

Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.



Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Шорохов О.А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занатия по развитию связной речи». Издательство «Сфера», 2007.