Формирование вычислительных навыков с помощью игровых технологий в условиях специальной

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

«Формирование счетных операций при помощи игровых технологий на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Ватутина Валентина Ивановна,

учитель математики

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»

Старый Оскол

2013

№ п/п

Содержание

Стр.

Актуальность и значение для совершенствования образовательного процесса в учреждении.

3

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

4

Научной основы доклада.

5

Применение игровых технологий в работе педагога.

6

Результативность применение игровых технологий на уроках математики.

11

Заключение.

15

Библиографический список.

16

Приложения.

18

Актуальность и значение для совершенствования образовательного процесса в учреждении.

В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботься о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте и связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Для привития глубокого интереса обучающихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения.

Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивные формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Включение игровых технологий в обучение предусматривает спектр целевых ориентаций

•  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

•  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из направлений подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни — обучение детей математике. В программе по математике учитываются различные возможности обучающихся в овладении учебным материалом. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому учитель, прежде чем приступить непосредственно к самой теме, должен выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у детей с выраженными нарушениями интеллекта. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Суждения детей с нарушениями интеллектуального развития бедны, и большая их часть заимствована у окружающих. Логические процессы проходят на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей порядковому счету, механическое заучивание таблицы умножения, отвлеченный счет недоступен. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку. Несовершенство моторики детей создает значительные трудности в пересчете предметов: обучающийся называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел. У обучающихся с нарушениями интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными и, главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Одна из причин, по мнению исследователей, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации математических знаний состоит в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.

Для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта учитель должен хорошо изучить состав обучающихся, знать причины умственной отсталости каждого ребенка, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу. Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления школьников, с другой, — создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.

Исследователи доказали, что математика содержит необходимые предпосылки для коррекции интеллекта и личности умственно отсталых обучающихся, для развития познавательных возможностей.

Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить. Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями важно на уроках использовать такое средство обучения, как дидактическая игра.

Определение научной основы.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья игре отводится особое место. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Игра является средством воспитания и обучения, если она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

Методологической основой исследования являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, 3.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Применение игровых технологий в работе педагога.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Движущая сила учебного процесса — это противоречие между теми задачами, которые ставим перед учениками, и их знаниями, умениями; принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка; хороший урок — это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям; принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя — угадать эти возможности, правильно определить степень трудности; принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать); установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания; принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; мышление должно главенствовать над памятью.

Очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтому я задумываюсь над тем, как изменить подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.

Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяют лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать так, чтобы весь урок был ярким, интересным? Позволяет решить эту проблему умелое сочетание обучения и игры.

Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения. Сущность обучению как в игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Однако, игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного задания и всего учебного процесса в целом. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, формирование освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагает, то или иное разделение ролей. Не следует приучать детей к тому, чтоб на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планирую, продумываю и место в структуре урока, определяю форму ее проведения, подготавливаю материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу. Например, составить узор по

образцу и т.п.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большее число игр, направленное на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»)

3. Игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельность

учащихся («Контролер», «Зеленый, красный»).

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра «Числа-перебежчики», где дети — числа составляют пример на сложение, затем по команде учителя составляют другой пример на сложение. На основе сравнения пары примеров делается вывод о переместительном свойстве сложения. Аналогично, перебегая на другие места, поменяв знак действия, дети с теми же числами составляют 2 примера на вычитание. После первой команды вызывается вторая команда, которая составляет цепочку аналогичных примеров. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и сумеет грамотно

сформулировать правило о перестановке слагаемых.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме или опорным словам математического правила.

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.

I.Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала:

“Математическая эстафета”, «Молчанка», «Веселый счет», «Сбежавшие числа». (Приложение №1)

II. Игры, применяемые при закреплении материала.

На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.(Приложение №2)

III. Игры, применяемые при обобщении материала:

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. (Приложение №3)

IV.Игра «Отгадай кроссворд»

Одним из приемов, способствующих активизации запоминания математических терминов, является применение кроссвордов на уроках математики.

Применение кроссвордов повышает интерес учащихся к учебной деятельности, сам процесс заполнения кроссвордов является для учащихся занимательным. Запоминание математических терминов осуществляется как бы само собой, непроизвольно, в результате волевой и сознательной деятельности школьников при решении кроссвордов.

Несложные по форме и содержанию – включают от 5 до 10 слов. Решение кроссвордов доступно учащимся, но задания в меру трудны, заставляют их думать над ответом.

Кроссворды использую при повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися на различных этапах урока. К одному и том же кроссворду карточки с заданиями могут быть составлены по разному. Задание может быть дано в зрительной форме с опорой на наглядность и использовано при первичном закреплении материала. Учащимся коррекционной школы полезно не только услышать вопрос, но также увидеть его написанным и прочитать, так как на протяжении всего обучения дети испытывают трудности в формулировании вопросов и определений. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы и определения. Карточки, содержащие только вопросы, при повторении учебного материала учитель может предложить наиболее сильным учащимся, а слабые в это же время решают тот же кроссворд, в зрительной форме с опорой на наглядность.

Учитель следит за тем, как выполняется задание, и если находит у ученика ошибку, то дает ему карточку с готовым ответом, чтобы он мог видеть и правильный ответ, и правильное написание слова. При проверке записи ученики исправляют ошибки, записывают трудные слова в словари или тетради. При фронтальной работе с классом сетка кроссворда вычерчивается на доске, задание к кроссворду выполнятся на ватмане. Учащиеся по очереди выходят к доске, называют и записывают нужные термины в клеточки.

При изучении отдельных тем на уроках использую кроссворды для активизации запоминания математической терминологии. (Приложение №4)

V.Игра- тренинг предполагает закрепление знаний, умений, навыков и

строится как совместное решение стандартных элементарных и неэлементарных задач с обсуждением на разных уровнях: в малых группах (3-4человека); между малыми группами; в малых группах + учитель; на уровне класса.

Например: Математическое домино — состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части — на одной записано задание, на другой — ответ к другому заданию. Карточки обратной связи — состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенной вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.

На уровне закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» — «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь — приобщить даже самых пассивных к учёбе. (Приложение №5)

VI. Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы, приемы обучения. В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные. Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки: урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-сказка.

Детям с ограниченными возможностями здоровья намного проще воспринимать учебный материал на основе сказки. Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, приглашаю детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний. На уроке — сказке изучение нового материала по математике и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит обучающихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. На таких уроках есть прекрасная возможность для осуществления межпредметных связей, для реализации воспитательных целей. В начале урока детей необходимо ввести в мир сказки. Для этого можно прочитать сказку с детьми до урока, оформить выставку рисунков или посмотреть фрагменты фильмов. Например, после чтения сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» дети помогают Каю сложить льдинки. Для этого надо, решив примеры, подобрать необходимую льдинку. В результате правильных ответов появляется слово «ВЕЧНОСТЬ». Для того, чтобы открыть имя Герда, обучающиеся должны определить закономерность расположения геометрических фигур. Чтобы освободить Герду из лап разбойников, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задания с математическим содержанием, дети помогают Герде спасти Кая из страны Снежной королевы. (Приложение №6)

Результативность применение игровых технологий на уроках математики.

Данная работа проводилась с обучающимися 7-го класса МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23″ г. Старый Оскол в период с 1 сентября 2011 года по 31 мая 2012 года.

По итогам 2011-2012 учебного года был проведен анализ уровня знаний, умений и навыков, обучающихся 7-го класса по математике.

Сложные темы не всегда интересны ученикам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.

Наблюдая за классом можно было также заметить, что больший интерес к уроку обучающиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, обучающиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ученики, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно малоактивны.

Анализ уровня знаний по математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что успеваемость обучающихся 7-го класса находится на низком уровне.

В начале учебного года обучающимся 7 класса была предложена контрольная работа №1. Результаты выполнения заданий представлены в таблице №1.

Результаты выполнения математических заданий

Требова-

ния к умениям учащихся

Ф.И.

Задания, требующие исполнительской деятельности

Задания, требующие воспроизведения действий

Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними

Задания, включающие элементы поиска и творчества

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

Берлизев С.

+

_

_

+

_

_

_

_

Белов К.

+

_

+

_

_

+

_

+

Бугаенко Д.

+

_

_

+

_

+

_

+

Жесько С.

_

+

_

+

_

_

_

_

Ильин М.

_

+

_

+

_

_

_

_

Малахов В.

_

+

_

+

_

_

_

_

Простаков В.

_

+

_

+

_

+

_

_

Синицын В.

_

+

_

+

_

_

_

_

Степанова В.

+

_

+

_



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст