Формирование волевых качеств

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению.

Шульц А.Г.

Зав. отделом, преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «ДМШ» г.Вуктыл.

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определённым комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привёл к целому ряду теоретических обобщений. Но сколько исполнителей — столько неповторимых индивидуальностей. Эта область искусства находится в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовка их к концертному выступлению.

Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудно-разрешаемая задача педагога, работающего с детьми — сделать так, чтобы работа на музыкальном инструменте не внушала ребенку острой и стойкой неприязни. Для начала неплохо и это. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве приходят интерес и увлечённость. Как этого добиться — секрет каждого опытного педагога. Интересно, что подобные секреты открываются заново с каждым новым учеником.

Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечён. Важно, чтобы «надо» в процессе занятий незаметно перешло в «хочу». Возможны различные приёмы и способы активизации учащихся. Имеет смысл в определённых обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие, в хорошем смысле, заложено в каждом человеке. Лучшего стимулятора деятельности иной раз нет, особенно в молодости.

Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор репертуара. Правильность не только практической целесообразности. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик. «Горячая влюблённость в то, что играешь помогает преодолеть стрессовые состояния с их шлейфом повышенной тревожности, болезненной возбудимости. Самое важное — любить то, что исполняешь и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается». (С.Рихтер).

Далеко не всё то, что приходится делать ученику с самого начала становится ему интересным. Заинтересованность чаще всего появляется в ходе занятий в том случае, когда у ученика, благодаря указаниям и помощи педагога все время что-то «получается», «выходит». Если же педагог всё время раздражается, а игра не улучшается, то закономерно в психике ученика возникает отрицательная реакция, появляется чувство неуверенности в своих силах.

Уверенность — атрибут воли. Воля питает и поддерживает чувство уверенности себе. Пока у наших учеников не выработались привычки к организованной работе (привычки облегчают волевое усилие), пока музыка не стала духовной потребностью, дети переживают вместе с нами «становление воли». Воля нужна во всём, начиная с обычных повседневных домашних занятий. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но и научиться это делать хорошо.

Основные причины возникновения психических состояний следующие:

1. Предшествующее состояние страха вызывает состояние неуверенности на эстраде. Предшествующее состояние увлеченности вызывает состояние вдохновения. Иными словами, если состояние увлечённости постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно пройдёт в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлечённо.

2. Что касается концертного выступления. Значимость ситуации, в которую попадает учащийся, чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому педагогу не стоит акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение.

3. Такие физические состояния, как болезнь, усталость могут быть причиной раздражительности или безразличия. В таком случае будет правильно прекратить занятие.

4. Определённая установка на преодоление трудностей, на достижение цели — значительно мобилизует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.

5. Психические состояния могут передаваться от одного человека к другому. Это также следует учитывать и в педагогической практике, поэтому перед выступлением необходимо избегать разговоров с учениками о страхе, сценическом влиянии.

Эмоционально-психическое состояние увлечённости в процессе занятий значительно способствует активизации таких умственно-психических процессов как внимание, мышление, память, воображение, представление, значительно ускоряется формирование двигательных навыков.

Чтобы результат нашей работы — исполнение программы на экзамене, участие в концерте выглядел технически с блеском, эмоционально ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Здесь необходим определённый «самонастрой». Помочь его найти должен педагог. «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше» — говорил своим ученикам Фредерик Шопен.

Идеально здоровая психика в наше время встречается довольно редко. На этом настаивает большинство авторитетных психологов. Приободрить, «морально» поддержать ученика, естественно, должен педагог. Особенно важно наилучшим образом настроить ребёнка, создать для него, по возможности, благоприятный душевный климат накануне публичного выступления.

Между тем, бывает так, что до последней репетиции мы не перестаём фиксировать внимание ученика на разного рода технических трудностях. Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «смотри не забудь там-то и там-то всё, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит, чуть ли не до крайних пределов. Вместо того, чтобы настроиться, войти в образ, сбросить с себя всё, что отвлекает, психологически обременяет, учащийся старается «не забыть».

Что касается самого выступления: публика, волнение, необычность обстановки — всё это рассредоточивает. И, тем не менее, надо с помощью систематических упражнений, как говорил К.С. Станиславский — развивать особую технику, помогающую «вцепляться» в объект так, чтобы уже затем сам объект отвлекал нас от всего остального. Для актёра театра этот «объект» — партнер или какой-либо предмет на сцене. Для музыканта — исполняемое произведение. Как свидетельствует опыт многих исполнителей, полезно сосредоточиться на качестве звучания, фразировке, динамике и т.д. Если удаётся «вцепиться в объект» по выражению Станиславского, дальше все налаживается само собой, процесс входит в нормальную колею. А если случаются технические помарки, брак при игре? «Главное здесь — не расстраиваться, побыстрее проскочить неудавшееся место. И затем. . .заиграть ещё с большей энергией и подъёмом».

Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи и переживания. Педагоги редко задумываются, насколько глубоко западают в душу их первые слова, сказанные ученику. Насколько важны выражение лица, манера общения, интонация голоса педагога. Хорошо, если всё прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражён, обескуражен? Одно можно сказать: упрёкам, претензиям, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым. Отрицательные последствия более, чем вероятны. Поэтому в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим. Иное дело, если спустя какое-то время, когда ученик поостынет, спокойно разобраться классе, что же всё-таки не получилось.

Лучше всего излечивает от эстрадобоязни успех, удача — одна, другая, третья. Успех ведёт очень часто к существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер. Укрепляется доверие к себе — для людей беспокойных и мнительных это просто исцеление.

Успех можно понимать, подчас, по-разному. Особенно в детской педагогике. «Победа над собой», «это выступление лучше предыдущего» , «ты справился с трудной программой». Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям, советуют педагоги и психологи.