Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения

Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

С введением стандартов второго поколения процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В процессе обучения у учащихся в школе должна сформироваться потребность в самостоятельной учёбе в течение всей активной жизни. Перед школой встала проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений, к жизни и профессиональной деятельности в информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся информационных компетенций, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания. Одним из способов формирования у учащихся вышеупомянутых компетенций является внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения.

Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. Интернет-исследование, проведенное фондом «Общественное мнение» и сайтом www.strana.ru, показало, что основную группу пользователей сетью Интернет составляют подростки. И именно на них нацелено использование технологий дистанционного обучения в школах.

Одной из форм организации дистанционного занятия является образовательный веб-квест. Образовательный веб-квест — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

Веб – квест — это сайт, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся.

Пример формирования универсальных учебных действий с помощью веб-квеста «Взгляд на математику с разных сторон»(8 класс)

Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира 

Н.И. Лобачевский

Этап веб-квеста

Содержание этапа

Формируемые УУД

Знакомство с ролями.

Проектировщики (площадь)

Статисты (графики и диаграммы)

Экспериментаторы (теория вероятностей)

Архитекторы (подобие фигур)

Банкиры (проценты)

Мыслители (текстовые задачи)

Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. С помощью форума ученики выбирают себе роли.

Личностные:

самоопределение,

желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся,

желание осваивать новые виды деятельности,

желание участвовать в творческом,

созидательном процессе;

Регулятивные:

прогнозирование своей деятельности;

элементы волевой саморегуляции

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

читать, извлекая нужную информацию;

Формирование команд

После выбора обучающимися ролей, формируются команды. Каждая команда выполняет задания по своему плану. План и этапы работы, для каждой команды, размещены на отдельных страницах сайта.

Личностные:

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Коммуникативные:

сотрудничество,

интегрирование в группу сверстников,

умение учитывать мнение партнера по деятельности,

приобретение навыка коллективного обсуждения и принятия решения.

Работа над заданиями

1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);

2. Найти практическое применение своего материала;

3. Подготовить презентацию, видеоролик, сайт по изучаемому материалу;

4. Составить викторину по своему материалу.

В процессе выполнения заданий учащиеся работают в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата.

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные:





самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

составлять план и последовательность действий и действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности,

вносить необходимые коррективы в план действий;

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

уметь распределять своё время и уделять время для занятий;

уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

самостоятельно находить информацию, используя разные источники;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

делать обобщения, выводы.

приобретать ИКТ-компетенции.

Коммуникативные:

уметь слушать и вступать в диалог (с помощью форума и чата);

уметь формулировать вопросы;

уметь отвечать на вопросы других;

уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;

осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата.

Защита итоговых работ

1. Изучить презентации всех команд.

2. Ответить на вопросы викторин.

Представление итоговых презентаций, видеороликов или сайтов с исследуемым материалом.(главная страница квеста)

Контроль с помощью вопросов викторины (работа на форуме).

Подсчёт баллов за выполнение каждого задания.

Личностные:

способность к самооценке своих действий,

Регулятивные:

Умение осуществлять самоконтроль

Уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

понимать информацию, представленную в разных формах;

выполнять учебно-познавательные

действия;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы,

слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Рефлексия

Написать синквейн по теме любой команды и поместить его на форуме.

Синквейн

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемой теме.

Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть темы.

Личностные

способность к самооценке своих действий,

Регулятивные

принимать учебную задачу,

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

выполнять учебно-познавательные

действия;

уметь делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Итог

Ученики сами выставляют себе отметки, используя баллы, полученные при выполнении заданий.

Личностные:

способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные

адекватно

оценивать свои достижения,

Коммуникативные:

осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных задач

С помощью представленного веб-квеста:

учащиеся учатся выстраивать работу по плану;

рассмотрены способы привлечение учащихся для открытия новых знаний;

показана практическая направленность математических знаний;

происходит обучение детей приемам работы в группах;

ребята принимают участие в оценивании собственных достижений;

учатся пользоваться различными источниками информации: материалами электронных учебников( чтение файлов pdf, djvu), ресурсами, размещенными в сети Интернет;

ученики учатся разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

приобретают навык совместного решения возникающих учебных проблем;

учатся планировать свой досуг;

у учащихся появляется возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

учитель организует конструктивную совместную деятельность;

учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Таким образом, используя образовательный веб-квест можно создать условия для формирования универсальных учебных действий школьников.