Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 к

Наталья Владимировна Галлямова, учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №2, г. Бугульма, Республика Татарстан

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Изменения, происходящие в обществе, отражаются не только на взрослых людях, но и на детях.

Современные мальчики и девочки значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования, так как изменилась социальная ситуация развития детей. Следовательно, изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому обучающемуся всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Необходимо создать условия для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Так какой же должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А. А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком независимо от того, как он учится».

Введение ФГОС – это революционный этап модернизации российского образования. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В. В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования – не просто давать практические навыки, а учить учиться». Таким образом, неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В Программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [3, 8]. В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно – этического оценивания, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях [3, 8]. В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково – символические; логические и действия постановки и решения проблем [3, 9]. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [3, 10]. Таким образом, ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Следовательно, современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование УУД, является проблемно – диалогическим уроком. В начале года строить урок по такой схеме было сложно, потому что мои пятиклассники в 4 классе по ФГОС второго поколения не обучались, поэтому сформулировать и решить проблему самостоятельно могли немногие. С этим заданием справлялись 15%процентов учеников, но к концу года ситуация изменилась. Конечно же, не все учащиеся умеют формулировать и решать проблемы, четко определять цели урока, но их количество увеличилось до 71%.

При подготовке к уроку необходимо четко определить, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Также нужно хорошо продумать проблемную ситуацию и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. На этом этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы урока. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что я допустила ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения. Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.





Исключением не являются и уроки литературы. Особо хочется отметить, что именно на этих уроках, в первую очередь, и происходит формирование личностных универсальных учебных действий. Ведь при изучении произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина и других мастеров художественного слова у детей развиваются этические и эстетические чувства, основы экологической культуры, происходит формирование основ гражданской идентичности личности. Например, тема урока «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Ученики готовят индивидуальные сообщения и презентации, выступая в роли «историка» ( «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года»), «искусствоведа» («Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве»), «литературоведа» («Прототипы героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»). На этом же уроке формируются и коммуникативные действия, так как выступления обсуждаются, и регулятивные, потому что по ходу сообщений учителя и учащихся происходит заполнение правой части таблицы.

Герои Бородинского сражения 26 августа 1812года

М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.А.Тучков, Д.С.Дохтуров, Н.Н.Раевский, Ф.П.Уваров, М.И.Платов и другие

Значение Бородинского сражения

Значение Бородинской битвы в том, что Наполеон уже не смог одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

Художники и скульпторы, запечатлевшие Бородинское сражение

А.И.Дмитриев – Мамонов, Х.В.Фабер дю Фор, С.Карделли, Д.Доу, В.В.Верещагин, В.В.Мазуровский, И.П.Мартос, Б.И.Орловский, Ж.А.Гудон

Прототипы героев стихотворения

Федор Федорович Монахтин, Андреев

Конечно же, в начале года желающих подготовить сообщение и выступить было не так уж много, в основном это были отличники, но, начиная уже со второго полугодия, количество желающих увеличилось. Положительным еще оказалось то, что ученики сами стали объединяться в группы, самостоятельно распределяя роли.

Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызывает игра «Светофор», которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД, но и коммуникативных (можно работать индивидуально, в паре или в группе). Сначала проводится предварительная работа: пятиклассники в группах готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников). Несмотря на то, что сейчас век ИКТ, делают они это с удовольствием. В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками и 10 треугольниками. Данный вид работы можно проводить на любом этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал. Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме «Спряжение глаголов»:

1)глаголы борются, колышутся относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что утверждение верно);

2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);

3)в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.

По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают, подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы. Таким образом, в результате игры «Светофор» у учащихся формируются логические учебные действия, пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию. Сначала не все дети были предельно внимательны, многих трудно было переубедить, некоторые не могли объяснить, почему подняли кружок определенного цвета, но со временем ответы стали грамотно и логично построены, адекватно оценены. Ребята с удовольствием участвуют в этой работе.

На уроках русского языка и литературы для формирования познавательных и регулятивных УУД часто использую задание «Докажи, что…». Например, используя 5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным. Многим ученикам такое задание вначале кажется сложным, но к концу года с ним справляется почти 90% пятиклассников.

Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий. Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым, ведь человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения, и роль педагога в формировании духовно – нравственных ценностей ребенка огромна.

Список литературы

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.