Формирование учебной деятельности младших школьников по системе НФ Виноградовой в свете

Муниципальное образовательное учреждение - основная общеобразовательная школа

с. Бородаевка

«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»

Заместитель директора по УВР Кочеткова Г.Е.

Немного истории. Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, автора интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи Федоровны Виноградовой. Н.Ф. Виноградова – хорошо известный в России и за рубежом ученый, автор более чем 200 научно-методических книг и статей, прекрасный лектор. По поручению Министерства образования и науки РФ она руководила коллективом по разработке Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Государственных стандартов начального общего образования. Наталья Федоровна является руководителем проекта «Предшкольная пора». Авторский коллектив УМК удостоен премии Президента РФ в области образования.  УМК «Начальная школа XXI века» стал победителем конкурса Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения. Издательство «Вентана-Граф», выпускающее УМК, получило «Книжного Оскара» в номинации «Учебник XXI века» XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки. Авторский коллектив УМК «Школа 21в» активно обновляет содержание курсов в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.    

 Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения — формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы — не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом — овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Наверное, многие из нас задумываются, в чем же заключается роль начальной школы на современном этапе? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования сегодня становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя — вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Таким образом, главная цель учителя сегодня научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Ведь еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Современным школьникам необходимо умение определять главную мысль текста, анализировать, определять, как новый материал связан с предыдущими темами, умение найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни. Теперь ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы. Формирование универсальных учебных действий является обязательным на всех предметах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний

Начиная с 2001 года, основой деятельности наших учителей является система профессора Н. Ф. Виноградовой «Школа XXI века», которая ориентирована, прежде всего, на общее развитие ребенка, на формирование учебной деятельности младших школьников, воспитание их духовной и эмоциональной культуры посредством методов и форм развивающего обучения.

Важной особенностью УМК «Начальная школа ХХI века» является то, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формировать основные компоненты учебной деятельности.Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:

 

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности

 «Зачем я это изучаю?» 

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

 «Каковы мои успехи и что у меня не получается?»

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи

«Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?»

Осуществление контроля

«Правильно ли я решаю эту задачу?»

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

«Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?»

Оценка процесса и результата

«Какая учебная задача стоит передо мной?»

 

Формы, средства и методы обучения УМК направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности.

Комплект программ содержит специальный раздел «Учебная деятельность». Программой определены основные учебные умения, обеспечивающие  успешность обучения младшего школьника. Учебные умения формируются постепенно,  этот процесс охватывает всю начальную школу. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными. Успешное выполнение любого предложенного в учебниках задания по системе Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века», предполагают использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари, и уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания, работать с разными источниками информации.

В таблице  раскрыто содержание основных учебных умений

 Основные учебные умения

Содержание  основных учебных умений

Умения принимать и решать учебную задачу

Различие практической, неучебной (что делать) и учебной (как делать) задач. Способы решения учебных задач (по русскому  языку, математике, окружающему миру и т.д.). Планирование действий по их решению. Учебные операции, соответствующие учебной задаче.

Последовательность учебных операций (знание  соответствующего алгоритма действий). Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Постепенный переход к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Умения анализировать, сравнивать, классифицировать

Сравнение различных предметов (объектов): выделение их множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов.

Установление причинных связей  зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.

Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенному признаку; высказывание доказательств  проведённой классификации.

Работа с моделями

Построение и преобразование различных моделей (в соответствии  с содержанием учебного материала)

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Постепенный переход от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия)

Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Выделение этапов собственной работы и их последовательность, оценивание меры освоения этих этапов.

Задачу по формированию  учебной деятельности наши учителя начинают решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

Особое внимание уделяется развитию учебно-познавательных мотивов.  Содержание УМК доступно каждому ученику. Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Путешествие в прошлое» (учебники  «Русский язык», автор С.В. Иванов, « Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий  вызывает эмоционально-положительное отношение  учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – как осознании того вопроса, на который требуется и интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность учителя направляют  на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Классифицирую  приёмы по преобладающему каналу восприятия.

Визуальные:

тема-вопрос

работа над понятием

ситуация яркого пятна

исключение

домысливание

проблемная ситуация

группировка

Аудиальные:

подводящий диалог

собери слово

исключение

проблема предыдущего урока  

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» ребята вместе с учителем построили план действий:

повторить знания об имени прилагательном;

определить, с какими частями речи сочетается;

изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и предлагается задание объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяется задача урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

 

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводит к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

 

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.Например, тема урока «Глагол».

– Соберите слово из первых звуков слов: «Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить».Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

 

Ситуация  «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

 

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.Например,  тему урока  «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

 

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.





Первый вид. Повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Детям задается ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока «Насекомые».

– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

 

Домысливание

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать  увиденное и определить тему и задачу урока.Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме «Предложение» можно предложить схему:

Концепция развивающего обучения Виноградов нф

 

2) Предлагается тема урока и слова — «помощники»:

 

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

 

С помощью слов — «помощников» дети формулируются задачи урока.

3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение — есть задача урока. Например: для темы «Число 9 и его состав» проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» детям предлагается ряд выражений и ставиться вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

 

(63 + 7)*10

24*(16 –  4 * 2)

(42 – 12 + 5)*7

8 * (7 – 2 * 3)

 

Проблема предыдущего урока

 

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны, как показывает практика, ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Авторы УМК предлагают ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить  на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.

Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.

Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

самостоятельное решение;

коллективная проверка результатов;

выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;

постановка задачи урока.

На этапе обобщения знаний   урок можно начать с «оживления ученического опыта».  Высказываются проблемные вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:

проблема возникает, если не даётся образец её решения;

проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;

для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.

Например, на уроке окружающего мира детям задается вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один,  станет он деревом?»

В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются  существенные и  участники приходят к общему мнению.  Делаются выводы, убедительные для всех.

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний — следующее условие  реализации деятельностного подхода. Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре  учебной деятельности  следующие:

восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

предметно-практические действия;

устное или письменное изложение усвоенного материала;

языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

выполнение различных задач и упражнений;

оценка качества действия, события, поведения.

Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) — третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.  На практике мы убедились, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

При этом  усилия направляются на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Учитель старается добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто  правильности результата, а  правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.

Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяется осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками — напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей.  Например, при выполнении задания по русскому языку по  теме «Антонимы»  (учебник  для  2 класса,  стр. 61, №3):

К словам  первого столбик  подбери подходящие антонимы из второго Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Большое внимание уделяется заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.  В рабочих тетрадях «Учимся познавать мир» и «Мы дружим с математикой» эта рубрика дополнена  оценочными критериями  (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

Идею авторов УМК о необходимости развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление   как основу развития логического мышления считаю очень важной.  Во всех средствах обучения УМК предусмотрена  моделирующая деятельность ребёнка — работа со схемами,  таблицами, графиками. Учителя включают в учебный процесс  работу  с моделями разного вида: предметные и условные изображения,  символические записи.   Применение учебных моделей существенно меняет отношение  к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. По мнению учёных, в процессе моделирования  ученик проявляет «внутреннюю активность».   В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия).

Ещё одной разновидностью творческих заданий, которую с успехом применяют в своей деятельности наши учителя являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах  учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры  сюжетно-ролевых игр -  «В магазине»,  «Мы – пассажиры», « В славянском поселении» и др.).  «Примеряя на себя роль»  реальных лиц, животных, растений,  предметов окружающего мира, обучающиеся развивают  воображение,  креативное мышление, коммуникативные умения.

В практике  обучения младших школьников также широко используются элементы технологии «Музейная педагогика».  Наличие школьного краеведческого музея позволяет широко использовать его экспонаты (предметы,  фотографии, документы и др.) в  образовательном процессе. Большой интерес вызывают у  младших школьников игры с музейными экспонатами.  Приведу примеры некоторых из них:

 

Игра «Видящие руки»

Дети  с закрытыми глазами ощупывают предметы, стараясь определить форму, материал.

 

Игра «Войди в картину» (старинную  фотографию)

Детям предлагается представить и рассказать (устно или письменно) о том, что происходило до запечатлённого  на картине (фотографии) момента и после него.

 

Игра «Таинственный предмет»

Цель: привитие внимания детей к предметам старинного быта, мало знакомым современным детям.

По описанию предмета детям необходимо найти его  в «вещевом ряду».

 

Игры «О чём говорят вещи» и «Ожившие экспонаты»

Таким образом, реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Занимаясь по УМК «Начальная школа XXI века» обучающиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них

Список литературы

Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. — М.: Вентана – Граф, 2005

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения 1-4 классы.- М.: Вентана — Граф, 2006

Виноградова Н.Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех ! -Начальная школа.-№3-2005

Винокурова Н.К.  Развиваем познавательные возможности учащихся. — М: Центральное издательство, 2005

Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986

Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика:  из опыта  методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006

Романовская М.Б. Проекты в младших классах.- Завуч начальной школы- №6-2007

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»- М.: Вентана-Граф, 2008

 

WebRep

Общий рейтинг