Формирование у учащихся навыков и приёмов самостоятельной познавательной деятельности И

Формирование у учащихся навыков и приёмов самостоятельной познавательной деятельности. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы Гореловой Т.А.)

“Главным ресурсом развивающего общества

являются люди, не столько подготовленные,

сколько развивающиеся непрерывно”.

(П.Г. Щедровицкий)

Из “Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года” главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Согласно положения “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования”.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Современная методика рассматривает и литературу, и русский язык как специфические учебные предметы, формирующие личность учащегося, дающие толчок к духовному развитию личности. И действительно, литература эстетически осваивает мир, через систему образов осмысливает происходящее в обществе, даёт оценку поступкам и характерам героев. Литература учит мыслить, способствует развитию речи учащихся. Кроме того, специфика литературы заключается в её связи с целым рядом других школьных предметов (историей, обществознанием, русским языком, изобразительным искусством, музыкой…). А русский язык даёт навык устной и письменной речи, учит грамотному письму, развивает речь учащихся и способствует развитию его личности.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся вооружает их определёнными знаниями, умениями, навыками; способствует повышению мотивации к изучению предмета; повышает творческое удовлетворение от сделанного, содействует развитию личности ученика, помогает ему в самоопределении. И задача учителя – помочь ученику развить самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Процесс обучения проходит несколько этапов. И на каждом из них существуют свои способы и приёмы познания окружающего мира. А следовательно, различна и роль учителя в формировании навыков и приёмов самостоятельной познавательной деятельности у учащихся.

Первый этап – это усвоение знаний и овладение практическими приёмами, способами решения задач.



На данном этапе важно добиться от учащегося изучения теоретического материала, показать способы и приёмы его использования при решении определённых практических задач.

На уроках объяснение нового материала даётся с опорой на имеющиеся знания учеников. Анализируем новые термины, в дальнейшем используем их в активной речи. Работаем с разными видами словарей, справочниками, авторскими текстами, критической литературой.



На втором этапе происходит интеграция в единое целое усвоенных учеником отдельных знаний и действий, способов и приёмов решения задач.

На данном этапе обучения важно обобщить, систематизировать знания и практические навыки, приобретённые ранее (возможно, на нескольких уроках, возможно, — при изучении разных тем).

Этому способствуют следующие задания: составить обобщающую таблицу и применить её на практике, сравнительные характеристики (героев, эпизодов, различных произведений одного автора или разных авторов). Подобные блок-схемы позволяют обобщить материал. Кроме того, ученики могут обратиться к схеме при выполнении самостоятельной работы.



Третий этап обучения предполагает способность эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, основываясь на имеющемся опыте: ставить задачи, определять пути их решения, способы, условия и добиваться конечного результата. Кроме того – анализировать свою деятельность, реально её оценивать.

На данном этапе ключевую роль играют следующие виды деятельности, которыми необходимо овладеть ученику:

Приобретение знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

Анализ информации, различные приёмы её обработки (реферат, доклад, конспект, тезисы), составление плана, определение темы, основной мысли.

Создание собственного высказывания

Постановка и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций.

И здесь на первый план выходят такие способы деятельности, как подготовка докладов, сочинений различного характера, исследовательских работ, проектная деятельность учащихся.

Роль учителя заключается в том, чтобы предложить ученикам интересные темы для исследований, помочь разобраться в огромном потоке информации, который открывается перед ними через Интернет, помочь привлечь тот материал, который имеется «под рукой»: в учебнике, в книгах, справочниках. Нужно признать, что зачастую ученики лучше владеют электронными видами информации, чем бумажными. Но отобрать нужный материал, систематизировать его должен помочь учитель.

Таким образом, познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности.