Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Формирование у обучающихся навыков  самоконтроля и самооценки  на уроках математики

Беликова Елена Владимировна

преподаватель математики

БОУ СПО «Саргатский индустриально – педагогический колледж»

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм — самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.

Ю.К. Бабанский определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, навыков самоконтроля. В настоящее время изучению роли и влияния самоконтроля обучающихся на учебную деятельность посвящены работы таких педагогов и психологов, как И.В. Тухман, А.К. Маркова, Т. Матис, А.Б. Орлова, А.Г. Пачина и др.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе.

Большинство обучающих считают проверку знаний исключительной обязанностью преподавателя и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Отсюда мы можем выделить задачу – выработать у каждого не просто привычку, а потребность в проверке своей работы.

Для этого необходимо выяснить, что понимается под самоконтролем.

· «Психолого-педагогический словарь»:

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

· «Большой толковый психологический словарь»:

Самоконтроль — контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая — подавление или торможение.

На основе приведенных выше определений, можно составить следующее: самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность обучающего, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

В начале изучения курса математики была проведена диагностика обучающих начального профессионального образования, с целью оценки навыков самоконтроля по методике Князевой Т. Н..

Проанализировав результаты, было выявлено:

— 13% обучающихся совершаемые действия и операции никак не контролируют, допущенные ошибки не замечают и не исправляют;

— 65% обучающихся часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе преподавателя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие;

— 17% обучающихся некритически относятся к указаниям преподавателя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное;

— и только 4% обучающихся самостоятельно обнаруживают ошибки и самостоятельно вносят коррективы.



Результаты диагностики показали очень низкий уровень сформированности навыков самоконтроля. Поэтому в дальнейшем велась систематическая работа преподавателя по формированию навыка самоконтроля в этом направлении, с использованием следующих приемов:

1. Обучающимся давалось задание составить задачи для одногруппников, используя пройденный материал.

При составлении задачи приходилось побывать и в позиции преподавателя, который составлял задачу, и в позиции обучающегося, который решал задачу. Задача составлялась таким образом, чтобы она и решалась, и в то же время содержала некоторую трудность. Обучающемуся приходилось решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз.



2. Обучающимся давались задания, составленные преподавателем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставляла думать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявлялась неполнота понимания, что заставляло обучающегося анализировать свои знания.

3. Обучающиеся решали одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждали и выбирали наиболее удачное решение.

Выбор наиболее оптимального решения, требовал разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Обучающийся изыскивал аргументы в пользу понравившегося ему решения, старался доказывать и отстаивать свое мнение.

4. Обучающимся давалось задание с недостающими данными, которые им необходимо было самим определить.

Если в  задачах отсутствовали некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представлялся возможным. Целью таких заданий было научить «схватывать» в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах давалось самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требовало неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

6. Обучающимся давалось задание с избыточными данными.

В таких задачах вводились дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Ребята из совокупности данных им величин выделяли именно те, которые представляли собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являлись необходимыми и достаточными для ее решения.

7. Задания по уровням. Обучающиеся выбирали нужный для себя уровень.

На заключительном этапе изучения курса математики была снова проведена диагностика обучающихся оценка навыков самоконтроля по методике Князевой Т. Н..

Проанализировав её результаты, было выявлено:

— 10% обучающихся совершаемые действия и операции никак не контролируют, допущенные ошибки не замечают и не исправляют;

— 45% обучающихся часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе преподавателя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие;

— 13% обучающихся некритически относятся к указаниям преподавателя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное;

— 32% обучающихся самостоятельно обнаруживают ошибки и самостоятельно вносят коррективы.

Результаты повторной диагностики показали, что на 28% больше обучающих самостоятельно стали обнаруживать ошибки и самостоятельно вносить коррективы, следовательно, использованные приемы работ положительно влияют на процесс формирования навыков самоконтроля.

В заключении можно сделать вывод о том что,   постепенно растёт уверенность в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

Список литературы.



Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1987. – 286 с.

Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с;

Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980.