Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет»

Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики

Методист

Костюченко Елена Андреевна

МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет»

Содержание

Цель и задачи работы Центра по профилактике

экстремизма и укрепления толерантности в подростково-

молодежной среде 3 стр.

Актуальность проблемы 3 стр.

Содержание «толерантности» 3-4 стр.

Особенности формирования толерантности посредством

вовлечения детей, подростков и молодежи в мероприятия

гражданско-патриотической направленности 4-6 стр.

Заключение 6 стр.

Целью работы Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет» по профилактике экстремизма и укрепления толерантности в подростково-молодежной среде является создание оптимальных условий для формирования толерантной личности воспитанника.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

- формирования уважительного отношения к окружающим людям (к воспитанникам, посещающим учреждение, специалистам и администрации учреждения), к людям других национальностей;

- формирования и развития гражданских и нравственных качеств воспитанников, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- вовлечения юных граждан в объединения учреждения и мероприятия гражданско-патриотической направленности, привлечение к благотворительности.

Воспитание патриота-гражданина в духе толерантности, противостояния экстремизму, терроризму, гражданина, имеющего достаточный уровень правовой культуры, в современных условиях приобретает приоритетное значение.

Актуальность формирования толерантности у подрастающего поколения обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Тяжелая экономическая ситуация, безработица, разнообразный национальный состав населения приводит к росту социальной напряженности, к увеличению агрессивности, проявлению факторов экстремизма, расширению конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В повседневной жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому ему важно уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей других культур, религий, уметь находить точки соприкосновения по различным жизненно важным вопросам.

Термин «толерантность» имеет множество определений в различных контекстах: социальном, этическом, политическом, психолого-педагогическом. Чаще всего толерантность понимается как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, образу жизни, уважение человеческого достоинства, умение принять другого человека таким, какой он есть.

При осуществлении процесса воспитания толерантности подрастающего поколения необходимо опираться на представление о здоровом патриотизме, позволяющем сохранить самобытность не только своего этноса, региона проживания и своей страны, но и самобытность других народов и государств. Именно здоровый патриотизм является той сущностью человека, которая позволит сгладить проявления ненависти людей друг к другу, перенести акценты с конфликтных моментов взаимодействия, которые до сих пор имеют место в нашей жизни, на дружеское сотрудничество. Поэтому мы полагаем, что одним из неотъемлемых качеств в структуре личности патриота, является качество толерантности – уважительного отношения к людям других социальных групп, слоев, регионов проживания, государств и т.д. Таким образом, воспитание здорового патриотизма подрастающего поколения предопределяет необходимость в формировании толерантности.

В наши дни практически каждое учреждение сферы молодежной политики многонационально, и наше не исключение.

Национальный состав воспитанников МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет»:

- русские – 40 %

- украинцы – 4%

- белорусы – 2%

- татары – 25 %

- азербайджанцы – 22%

- дагестанцы – 1%

- чеченцы – 1%

- другие национальности – 5%

Толерантная личность в понимании специалистов нашего центра – это личность, которая строит свое восприятие, отношение и действие в окружающей социальной действительности на основе таких личностных качеств, как доброжелательность, принятие и понимание чувств других людей.



Для формирования толерантной личности в условиях нашего Центра мы выбрали три основных направления: развитие физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, населяющих нашу страну; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом за собственные действия; подготовка молодежи к военной службе посредством привлечения к военно-патриотическим мероприятиям.

В рамках гражданско-патриотического направления работают три объединения: журналистское объединение «Патриоты Ямала» — это новое объединение в нашем учреждении. В рамках данного объединения было проведено более 10 мероприятий. Наиболее значимым можно считать городской фото-кросс ZOOM -2013, тематика которого вызвала живой интерес у молодежи города. Было представлено более 70 работ, которые отражали трепетное и нежное отношение юных горожан к своей малой Родине. Ежемесячно воспитанники объединения выпускают боевой листок, в котором отражены мероприятия гражданско-патриотической направленности, проходящие на базе учреждения и на городском уровне, а также результаты деятельности всего нашего учреждения. Воспитанники активно участвуют в мероприятиях и конкурсах.



Волонтерское объединение «Память» собрало в своем активе более 12 неравнодушных ребят, которые принимают участие и самостоятельно организуют гражданско-патриотические акции и мероприятия. Среди них: Всероссийская гражданско-патриотическая акция «Георгиевская ленточка», Всероссийская гражданско-патриотическая акция «Цветущий триколор», городская акция «Чистый обелиск» по благоустройству обелисков, памятников, увековечивающих память о погибших при защите Отечества, акция «Дом без одиночества» (поздравление ветеранов ВОВ на дому), Всероссийская акция «Свеча Памяти», посвященная дню начала ВОВ, «Вахта Памяти» (ко Дню Победы в ВОВ, ко дню вывода Советских войск из Афганистана). Волонтеры нашего Центра так же принимают участие в организации и проведении соревнований, чемпионатов по военно-прикладным видам спорта в качестве добровольцев.

Объединение «Потомки», ведущее музейную работу в нашем Центре, организует сменные выставки, посвященные дням воинской славы и памятным датам России, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн.

Военно-патриотическое направление включает в себя развитие военно-прикладных видов спорта — дзюдо, сётокан каратэ, объединение «Дзион» каратэ, объединение «Феникс» рукопашный бой, объединение силовой подготовки, и объединение начальной военной подготовки. В рамках работы данных объединений воспитанники знакомятся с основами военной службы, с положениями общевойсковых уставов, с сущностью и значением воинской дисциплины, с видами и родами войск, отрабатывают приемы строевой, огневой, тактической подготовки, приемы самообороны, что необходимо для будущего защитника Отечества и готовности к восприятию необходимости службы в рядах Российской армии. Воспитанники объединений военно-патриотической направленности принимают участие в городских, окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта – «А ну-ка, парни!», «К защите Родины – готов!», «Патриот», «Росич», «Командарм», «Зарница». Инструкторы проводят мастер-классы для организаций города, учреждений сферы молодежной политики и образования.

В физкультурно-оздоровительном направлении работают следующие объединения: объединение общей физической подготовки, объединение баскетбола, объединения мини-футбол, объединение волейбол. Физическая подготовка является обеспечением высокого уровня общей силовой подготовленности воспитанников, необходимой для полноценного выполнения ими трудовых приемов и действий в соответствии с требованиями предстоящей военной службы и последующей трудовой деятельности, а также всестороннего физического развития организма. Воспитанники объединений физкультурно-оздоровительной направленности принимают активное участие во внутренних и городских спартакиадах по видам спорта, которые проводятся специалистами Центра.

Нами был проведен мониторинг с целью определения отношения воспитанников к представителям разных национальностей и религиозных конфессий, идею которого мы позаимствовали у ООО «Корпорация Проектного Менеджмента» г. Екатеринбург. По данным мониторинга было выяснено, что в нашем Центре занимаются дети, подростки и молодежь, относящиеся к представителям разных национальностей и религиозных конфессий, а значит принадлежащих к разным культурам, являющихся носителями различных традиций и обычаев.

85% респондентов к представителям разных национальностей относятся положительно и с уважением, лишь 15 % не испытывают никаких эмоций.

90 % опрошенных к представителям различных религиозных конфессий относятся уважительно, 10 % относятся равнодушно.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный человек – это тот человек, который комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Участвуя в мероприятиях гражданско-патриотической направленности воспитанники нашего Центра приобретают умение выстраивать отношения с любыми людьми не зависимо от национальной принадлежности, убеждений, культурных особенностей, вероисповедания.