Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания

Министерство Образования Саратовской области ГАОУ ДПО Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра философии и методологии науки

Формирование толерантного сознания обучающихся на уроках обществознания в 10-11 классах

Выполнил:

слушатель КПК для учителей обществознания и права Бондаренко Марина Анатольевна, преподаватель обществознания, права МБОУ «СОШ № 23» г. Энгельса

Саратов, 2012 год

Введение

Актуальность темы

Проблема толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России — стране многонациональной и многоконфессиональной, в стране с множеством проблем в межкультурных отношениях. Российское общество тревожит рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. К сожалению, сегодня нетерпимость в разнообразных проявлениях проникает в школу и затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – таким должен быть значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость же в полиэтническом, поликонфессиональном, поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время жизненный опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры, национальности, иного социального положения. Поэтому задачу формирования толерантного сознания у обучающейся в школе молодежи можно назвать одной из важнейших в современной педагогической практике, а тему моей работы — актуальной. Работа по формированию толерантного сознания осуществляется в сочетании различных форм урочной и внеурочной деятельности. Для учащихся старшего школьного возраста особо значимым считаю курс обществознания, в котором поднимаются вопросы саморазвития человека, многоаспектность межличностных взаимоотношений, личности и общества.

Объектом исследования в моей работе является учебный общеобразовательный процесс на уроках обществознания в 10-11 классах

Предмет исследования: становление личности учащегося в духе уважительного отношения друг к другу , не взирая на этнические, социальные, религиозные и прочие отличия.

Цель работы: организация учебного процесса на уроках обществознания, направленного на формирование толерантного сознания обучающихся, которое проявляется в признании общечеловеческих гуманистических ценностей и реальной готовности к толерантному поведению в социуме.

Задачи исследования:

поиск и разработка эффективных приемов и методов для формирования норм толерантного сознания учащихся, определяющих устойчивость их поведения в различных жизненных ситуациях.

обоснование эффективности предлагаемых приемов, применяемых мною на уроках обществознания

Привитие обучающимся умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.

Структура работы:

Введение — обозначены актуальность избранной темы, цель и задачи работы;

глава 1 — содержит теоретический материал по теме толерантности, раскрывает причины низкого уровня толерантного сознания россиян в целом, молодежи в частности, тем самым обосновывается необходимость в систематической работе над формированием толерантной личности.

глава 2 — содержит практический материал: описание обучающих приемов и методов на уроках обществознания, направленных при изучении тем на формирование толерантного сознания обучающихся.

В заключении представлены выводы по обозначенной теме, о перспективности работы учителя над формированием толерантной личности.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности предложить коллегами, учителям обществознания, методические приемы, апробированные мною на уроках обществознания для организации целенаправленного процесса формирования толерантного сознания учащихся.

Основная часть

Глава1.Толерантность.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению». ( 1) В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила 185 государствам — членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. В Преамбуле «Декларации принципов толерантности» называется причина ее появления: « испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития …. принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности» (2 ) В Декларации провозглашены семь основных принципов толерантности:

Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

Уважение различий.

Понимание индивидуальной неповторимости.

Взаимодополняемость как основная черта различий.

Взаимозависимость как основа совместных действий

Культура мира.

Сохранение памяти. (3 )

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание — это способность видеть в другом человеке именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие — это положительное отношение к таким отличиям. Понимание — это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и с позиций другого человека.

Россия подписала Декларацию принципов толерантности, поскольку социологические данные уровня терпимости в нашей стране неутешительны. Каковы причины низкого уровня толерантности в Российском обществе? Ученые говорят об отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, о резком расслоении общества по материальной обеспеченности, об обесценивании человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей.

События, произошедшие в нашей стране в 90-е годы ХХ века, не только кардинально изменили политическую карту территории СССР, но и социально-экономический строй образовавшихся государств. Избыток трудовых ресурсов в одних регионах и потребность в них развивающейся рыночной экономики России усилили миграционные процессы. Отсутствие эффективных механизмов регламентации и регулирования миграции привели к быстрому изменению за счет приезжих национального состава многих территорий России, прежде всего ее городов. Сегодня можно утверждать, что не все проживавшие в этих городах оказались психологически готовы к столь резким изменениям, учитывая, что менталитет, поведение значительной части приезжих контрастировали с теми, которые были там приняты. Кроме того, при планировании развития социальной инфраструктуры городов не прогнозировались изменения на рынке труда, а главное-прирост населения за счет миграции. Ввиду этого ее развитие не поспевает за миграционными процессами и испытывает повышенную нагрузку, что также создает поле социально-психологического напряжения, обостряя и межнациональные, и межконфессиональные, и межличностные отношения между людьми. Дети мигрантов в такой ситуации нередко становятся объектами агрессии. На сайте Российской газеты я изучила данные ИС РАН за 2007 год. Статья Е. Добрыниной «Тройка по толерантности» вызывает двойственные чувства: обоснованную тревогу и веру в толерантное будущее страны. Почему тревогу? «На вопросы социологов отвечали в общей сложности 2455 учеников 8-11 классов средних общеобразовательных школ Москвы (ни одну гимназию или лицей в выборку не включили принципиально). Подростки были представителями семи национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, корейцы и татары)…. Вопросник состоял из 166 пунктов и требовал не механического, а осмысленного заполнения. Очень часто исследователи предлагали подросткам не выбирать некие позиции из списка, а написать ответы самостоятельно… Количество подростков, определенно склонных к национальной нетерпимости (интолерантных), выросло по сравнению с 1999 г. на 5 процентных пунктов и достигло 24%. При этом больше стало и толерантных ребят — на 3 процентных пункта, теперь их 28%. Остальные 48% — те, кого можно назвать «неопределившимися». Но 24 % интолерантных — это очень много. Насколько велика вероятность, что от слов подростки перейдут к делу?», — пишет автор статьи. (4) Почему эта статья у меня, педагога, вызывает надежду на толерантное будущее? Цитата из статьи: « На финале анкетирования детей ждал самый важный вопрос: «По твоему мнению, что нужно сделать властям Москвы, всем ее жителям и гостям для того, чтобы в городе не было межнациональных конфликтов, а люди разных народов жили в мире и согласии?»

Этот вопрос сложен не только для 8-11-классников: над ним бьются чиновники, ученые, общественность… Ребята тоже были активны: своими соображениями с социологами поделились примерно от 2/3 до 0/5 подростков в каждой из этнических групп. Другое дело, что некоторые суждения грешили нетерпимостью к «чужим» и были достаточно агрессивными по форме. Чаще это проявлялось в ответах русских ребят. Вместе с идеями «начать с себя — изменить свое отношение к людям других национальностей», «запретить русским людям оскорблять представителей других народов», «бороться с национализмом», «ощущать себя гражданами мира, многонациональными личностями» проступала и явная ксенофобия, пусть даже сформулированная корректно: «Не надо разрешать жить в стране всем, кому попало», «Я считаю, что не все (! — Ред.) народы бесполезны и опасны для жителей нашей страны, с ними надо наладить контакты», «К гостям надо относиться уважительно, но они должны остаться гостями…».

Подростки шести других этносов в 1,6 раза чаще писали, что для преодоления межнациональной напряженности надо быть миролюбивыми и уважать соседей, «отменить наказания за то, что мы — нерусские», «коренным жителям — поубавить свое высокомерие», «относиться к иммигрантам с пониманием, потому что они в Россию приехали не от хорошей жизни» и т.д. Гораздо чаще русских сверстников эти подростки говорили о необходимости наказания за экстремизм и расовую нетерпимость: «Чтобы власть была честная, хорошо следила за порядком и вместо мирных жителей арестовывала скинхедов».

Некоторые пожелания звучали как прекрасная утопия: «Принять единую религию, отказаться от денег и политики». Но большинство были вполне конструктивными по сути, пусть и невитиеватыми по форме. И сводились эти мнения к простой мысли: дорогие взрослые, сделайте наконец ваш мир россиян, в который мы скоро вступим, одинаково комфортным для нас всех, к какой бы нации и религии мы ни принадлежали.

Не всегда, но очень часто устами младенцев глаголет истина.» (5) Это говорит о понимании подростками того, что толерантность должна стать нормой жизни для россиян. Для этого толерантности нужно учиться.

Поэтому современная образовательная стратегия школы должна: — распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, видение мира только в бело-черных цветах , этнокультурных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание не только на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера), но и на том, что их индивидуальность, непохожесть на других – есть главное условие многообразия мира. — образовательная стратегия должна реализовывать идею привития современным детям открытых и уважительных отношений к себе и другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах; — образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного пространства культурного, межэтнического взаимопонимания и взаимодействия, в котором каждый ребенок, независимо от этнокультурной принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя: только толерантный учитель своими поступками может научить толерантности. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:— принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник — самобытен;— верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;— уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;— не унижать достоинства ребенка;— не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;— каждый имеет право на ошибку;— каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Глава 2 Опыт работы

Особое место среди учебных дисциплин занимает курс «Обществознание», так как он имеет огромные возможности для формирования общечеловеческих ценностей, одной из которых является толерантность.

Практически в каждой теме курса обществознания имеются эпизоды толерантности, остается только выбрать эффективный прием работы с этим эпизодом. Формирование толерантного сознания не ограничивается только школьным периодом жизни человека, это процесс , который длится всю его сознательную жизнь. «Толерантность – гармония в многообразии» (6 ). В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере. Формирование национальной толерантности на уроках обществознания.

Почти каждый класс в нашей школе — это своеобразная микромодель современного полиэтнического общества. В 2009-10 учебном году я, как классный руководитель и учитель-предметник, подготовила к выпуску из школы класс, этнический состав которого был представлен татаркой, русскими, мордвином, казахом, армянином, азербайджанцем, чеченцем, украинцами и белоруссами. В мае 2010 года школьным психологом была проведена диагностика по выявлению уровня толерантных установок учащихся старших классов по методике Г. У. Солдатовой. В упомянутом 11-б классе был отмечен самый высокий уровень толерантности среди учащихся 9-11-х классов школы: этническая -87%, социальная – 68%, личностная – 71%. По сравнению с предыдущим годом, когда класс только был сформирован, уровень толерантности вырос соответственно на3%, на 5%, на 2%. (7 ) . Считаю, что это результат систематической работы по формированию толерантного сознания на уроках и во внеурочной деятельности. Тема «Этнос и нация» в 11 классе (отведено 2 часа). На втором уроке ребятам предлагается выступить с мини-презентациями «Мой народ: история, быт, традиции », задание было дано заранее, выполнялось дома. Было оговорено, что приветствуется участие родителей в подготовке презентации. Каждая группа или отдельный ученик, представляющие ту или иную этническую общность, за 5 минут старается дать самую интересную и, на его взгляд, важную информацию. Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники не только внимательно слушали, но и делали записи в рабочие тетради.Так происходит своеобразный межкультурный диалог на ученическом уровне, способствующий взаимопроникновению культур, развитию коммуникативной открытости и культурной толерантности. 10 класс, при изучении темы «Общение как понимание» уделяем повышенное внимание стереотипам , на основе которых нередко строится общение и порой порождает негативные эффекты восприятия. Стереотип — это обобщенное мнение о человеке или группе людей. У нас формируются стереотипы, когда мы не можем или не хотим собрать всю информацию о людях или ситуациях для объективного мнения. Наше общество часто неосознанно формирует стереотипы, которые порой могут привести к дискриминации, а потому они особенно опасны, если имеют ярко выраженный национальный оттенок. Часто можно услышать шутки и анекдоты, которые создают неприглядный образ представителя того или иного народа. В качестве примера предлагаю классу прослушать историю:

« Нравицця супа?»

На конференции один из делегатов во время торжественного обеда подошел к своему коллеге из Чукотки и спросил слегка снисходительно: «Нравицця супа?» Чукча быстро кивнул. Позже делегат спрашивал: «Нравицця рыба?» или «Нравицця мяса», «Нравицця фрукта?» — и всегда в ответ следовал любезный кивок. На следующий день председатель конференции представил главного докладчика конференции – того самого чукчу, произнесшего проникновенную, остроумную речь на безукоризненном русском языке – к немалому удивлению своего соседа. Закончив речь, докладчик из Чукотки подошел к своему обескураженному коллеге и спросил его: « Нравицця доклада?»

Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения:

1.Как стереотипное мышление отражается на межнациональных отношениях? 2. Назовите примеры недопустимого отношения к представителям других народов нашей страны. 3. Какие негативные стереотипы существуют в мире о нашей стране и можем ли мы их изменить? 4. Какие положительные стереотипы о России Вы бы хотели за ней закрепить? При наличии времени возможна дискуссия. Группа ребят проявила инициативу и к следующему уроку приготовила презентацию о цыганах, так ими была предпринята попытка сломать стереотипное восприятие этого народа: все мошенники, гадают, воруют, гипнотизируют и т. д.

Думаю, эти эпизоды толерантности на уроке способствует формированию гражданственности и патриотизма нашей молодежи. Тема «Проблема многообразия культур. Диалог культур» 11 класс. Цель: — показать различия культурного восприятия действительности разными людьми; — выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур; — обсудить процесс формирования культуры. В начале изучения нового материала предлагается игра «Эбигейль».

Классу рассказывается история, где с некоторой иронией говорится о сложных взаимоотношениях между возлюбленными. Каждому предлагается провести ранжирование, кто из участников истории повел себя в ней более достойно. Как в этой истории проявляются многообразие и диалог культур? Далее происходит деление класса на группы. Каждая группа должна прийти к единому мнению и провести свое ранжирование героев истории, при этом каждый лично должен помнить, что свое ранжирование он сделал сам и постараться, чтобы его мнение учли, услышали и поняли: формируются коммуникативные навыки. Даже если в группах будут друзья, которые вроде хорошо знают друг друга, каждый поймет и додумает историю по-своему, увидит героев и антигероев со стороны своих ценностей, поэтому вряд ли в группах будет вялое обсуждение. В группах начнется столкновение культурных принципов и ценностей участников по поводу предложенной ситуации. Сложность может возникнуть в другом: группа не сможет прийти к единому мнению и скажет, что «Все хороши!..» В этом случае учитель должен обратить внимание на то, что если я как личность легко отказался от своих культурных ценностей, убеждений здесь, в игре, могу ли я так легко отказаться от них в жизни?

Эбигейль (История о грустной любви)

Эбигейль любит Азамата, который живет на другом берегу реки. Наводнение разрушило все мосты через реку, и из всех лодок осталась только одна. Эбигейль просит Синбада, владельца лодки, перевести ее на другой берег. Синбад соглашается, но настаивает на том, чтобы Эбигейль за это провела одну ночь с ним. Эбигейль не знает что делать. Она идет к своей матери и спрашивает, как ей выходить из сложившейся ситуации. Мама говорит, что она не хочет вмешиваться в личные дела Эбигейль. В отчаянии Эбигейль проводит ночь с Синбадом, и тот перевозит за это ее на другой берег. Эбигейль бежит к Азамату, обнимает его и, раскаиваясь, говорит ему обо всем, что случилось. Азамат с силой отталкивает ее, Эбигейль убегает. Недалеко от дома Азамата Эбигейль встречает Джона, лучшего друга Азамата. Она и ему рассказывает обо всем, что случилось. Джон избивает Азамата за то, что тот сделал с Эбигейль и уходит с ней.

После работы в группах докладчик от каждой группы рассказывает о том, как проходило убеждение, каковы итоги ранжирования. Вторым этапом урока может стать групповое обсуждение: почему мы пришли или не пришли к общему мнению, что нам мешало? Было ли учтено в группе мнение каждого? Третий этап урока переход от опыта к теории. На этом этапе лучше использовать метод беседы. Важно поднять вопрос о том, что такое культура? Как возникают культурные ценности? Изменятся ли они в ходе жизни? Можно в ходе обсуждения опираться на следующий теоретический материал, позаимствованный мною из сборника методических материалов «Уроки толерантности» под ред. А. Б. Суслова.(8)

Один из известных подходов к понятию «культура» называется «Концепция айсберга». Культура сравнивается с айсбергом, в ней выделяются видимые, заметные в первую очередь, и невидимые черты. Учащиеся рисуют в тетради образ культуры в виде айсберга. Рассматривая айсберг, в первую очередь мы замечаем его верхушку. Как правило, мы не видим поддерживающей всю ледяную глыбу в состоянии равновесия нижней части, которая во много раз больше. Говоря о культуре, мы замечаем вначале ее очевидные, наиболее заметные аспекты, например, такие, как искусство, литература, театр, музыка, фольклор, еда, одежда. традиции, обычаи, культурные и духовные ценности, правила поведения в обществе, архитектуру, музеи, танцы.

Если же рассматривать основание айсберга, т.е. малозаметные вначале элементы культуры, которые на самом деле составляют ее основу, мы неминуемо начинаем задумываться о специфическом понимании скромности, присущем данной культуре, принятой в ней концепции красоты, образцах поведения при воспитании детей, взаимодействии между различными слоями общества. Список невидимых, но фундаментальных черт культуры, которые соотносятся с ее ценностями, можно продолжить: понимание греховного поведения, отношение к животным, темп работы, предпочтительный стиль лидерства, восприятие болезней, положение зависимых людей, формы дружбы, оценка роли личности в истории, принятый язык жестов, способы управления эмоциями, образцы разговоров в различных социальных контекстах, восприятие прошлого и будущего, понимание взрослости, организация физического пространства и т.д.

Члены одной культурной общности действительно придерживаются своих ценностей, общих понятий и судят о вещах примерно одинаково. Это наблюдение становится еще более очевидным, когда вы сталкиваетесь с дру-гой культурой или оказываетесь за границей. Так проявляется многоообразие культур, между которыми происходит диалог — основа для формирования толерантного сознания.

Тема «Толерантность». Цель урока: раскрыть понятие толерантности, используя интерактивные методы обучения. Накануне урока дети получают домашнее задание: найти информацию о Тайлеране Перигоре. Урок начинается с того, что методом мозгового штурма группам предстоит ответить на вопрос: « Есть мнение, что понятие толерантность произошло от имени Тайлерана Перигора, князя Беневентского, который жил на рубеже 18-19 веков. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) он оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вспомните принципы толерантности и ответьте на вопрос: есть ли связь между этим человеком и толерантностью? Разделяете ли вы эту точку зрения ?» Возможны элементы дискуссии.

Далее выполнения творческого задания в группах. Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. Основой деятельности будет изготовление эмблемы толерантности, в которой непременно должны принять участие все ученики. На доске вывешиваются семь принципов толерантности, учащимся предлагается изобразить их в виде символов. Для этого каждая группа изображает часть своей эмблемы на ватманском листе. По истечении некоторого времени (2-3 мин.) группы по часовой стрелке передают друг другу свой незаконченный рисунок. Такая своеобразная «вертушка» работает до тех пор, пока эмблема не окажется в руках тех, кто начинал над ней работать. Затем каждая из групп представляет свою полученную эмблему. Финалом такого занятия может стать обсуждение наиболее удачных элементов в каждой из представленных эмблем.

Третий этап урока-здесь групповая деятельность учащихся, связанная с использованием произведений литературы.

Прочитайте сказку «Кто важнее?» и ответьте на вопросы к ней.

В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот — поборник истины и большой любитель рассуждать. Он решил, что работает больше других, и потому явно незаслуженно находится ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:

- Эй, ты, нос! Я способен рассуждать о том, что есть ложь и что правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!

- Хм, — недовольно хмыкнул нос. — Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что пьешь? Лишь с моего одобрения все это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.

Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:

- Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали — все видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны самого высокого места.

Так хвастались глаза. Тут они заметили вдруг две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:

- Эй вы! Все такие же черные, и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?

Брови услышали и недовольно нахмурились:

- Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было на нем бровей?

Вопросы: на чьей стороне Вы бы были в этом споре? Что бы Вы сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт? Можете ли Вы привести реальный пример конфликта, напоминающий данную ситуацию? Как эта история связана с темой «Толерантность»? Урок завершается просмотром мультфильма «Птички» (3 минуты) с целью введения понятия «интолерантность». На основании сюжета мультфильма дайте определение понятию «интолерантность». К чему приводит отсутствие толерантности в обществе?

Формирование межличностной толерантности на уроках обществознания.

Тема « Общение как взаимодействие» 10 класс.

Тема очень благодатна для формирования толерантного сознания учащихся

Эпиграфом к уроку могут быть строки поэта В. Шефнера:     Словом можно убить, словом можно спасти,     Словом можно полки за собой повести.     Словом можно продать, и предать, и купить,     Слово можно в разящий свинец перелить. При изучении этой темы предлагаю учащимся ознакомиться с советами от Дейла Карнеги, который жил по принципу того, что нет плохих людей, а есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим: Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды, соблюдайте девять правил:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3.Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8.Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.

9.Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Насколько рекомендации Д. Карнеги соответствуют основным принципам толерантности? Выберите на ваш, взгляд 3 самых эффективных правила толерантного общения людей. На дом дается задание: придумать три примера, иллюстрирующих, как эти правила помогли человеку (людям) избежать конфликта, установить контакт?

Тема «Семья как малая группа» 10 класс. Говоря о проблеме взаимоотношений родителей и детей, необходимо уделить внимание формированию семейных толерантных отношений. Здесь применяю метод диалоговой рефлексии: это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности применяю прием «ролевая маска» в рамках проведения рефлексивной беседы. Детям предлагается войти в роль своего родителя и выступить от его лица. Этот прием интересен тем, что подросток должен взглянуть на мир взаимоотношений с родителями одновременно с двух точек зрения: своей собственной и с позиций другого человека. Толерантность здесь выступает как понимание позиций другого человека. Подросток «надевает маску родителя» и с точки зрения родителя пишет о проблемах взаимоотношений с ним . Сторону подростка представляю я и «надеваю маску подростка». Далее идет обмен мнениями: сначала я зачитываю пожелания детей родителям, затем ученики зачитывают пожелания родителей детям. Этот прием несет в себе определенные риски: учитель должен корректировать выступления ребят, поскольку подростки часто выражают свое видение проблемы и пишут о том, что родитель должен разрешать долго гулять на улице, не должен запрещать играть в компьютере и т. д. В целом прием направлен на корректировку взаимоотношений между родителями и подростками , поэтому достоин внимания и требует постоянных доработок ( возможно продолжение этой темы на родительском собрании).

Тема «Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах» 10 класс. Тема для десятиклассников интересна сама по себе. Каждый классный коллектив проходит сложный процесс развития, в котором могут быть подъемы, и спады. Насколько развиты отношения между учащимися? Не ущемляются ли чьи –то интересы? Соблюдаются ли нормы морали, права во взаимоотношениях? Иначе говоря, тема урока призвана формировать толерантное сознание учащихся. Аналогичную направленность имеет тема урока «Конфликт в межличностных отношениях». Важнейшие ньюансы межличностных взаимоотношений рассматриваем на основе рассказа «Пандора» (9). Здесь возможны различные варианты в зависимости от наличия времени: чтение рассказа на уроке –мини-спектакль, или предварительно ученики должны его прочитать. На основе рассказа можно провести практическое занятие по выявлению причин конфликта, рассмотреть стадии конфликта, пути выхода из него. Рассматривается роль авторитетного учителя как медиатора. В целом рассказ учит подростков быть толерантными. Его ценность состоит в том, что он написан сверстницей десятиклассников, и показывает, что из любого конфликта можно выйти достойно и стать терпимее к тем, кого недавно считал своим врагом. Этот рассказ стал победителем Всероссийского конкурса социально-правовых сочинений «Белая ворона», проведенным Казанским Центром гражданско-правового образования «Восхождение» в 2010 году. Текст рассказа «Пандора» можно найти на сайте pravo48.narod.ru

Вывод: Авторитарная педагогика уступает место педагогике гуманной, основанной на личностно ориентированном обучении, педагогике сотрудничества. Активные формы и интерактивные методы обучения помогают учащимся не только овладеть обществоведческими знаниями, но и сформировать гражданскую позицию, привить подростку понимание неоходимости жить в мире толерантных отношений.

Заключение

Судьба нашего общества во многом зависит от менталитета молодых граждан, в котором интегрируются национальные и универсальные ценности. Образование и воспитание в духе демократии и прав человека с учетом национально-региональных ценностей — одно из приоритетных направлений развития российской школы. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в том числе и в национальном, языковом, культурном, религиозном плане. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по тому или иному признаку. Поэтому на сегодняшний день формирование толерантной личности – одна из важнейших задач образования. Вместе с учениками я иду по пути формирования толерантного сознания пятый год. Мы, педагоги, тоже должны учиться быть терпимыми. «Уча других, мы учимся сами», так говорил знаменитый Сенека. Я не устаю повторять своим ученикам о том, что толерантность, это не слабость, а качество сильной личности. Как у каждого педагога, у меня имеется собственная методическая копилка, которая ежегодно пополняется какими-то новшествами. С удовольствием применяю на практике материалы коллег из других регионов страны, позаимствованные со страниц педагогических сайтов. Соблюдая этику, благодарю их за то, что делятся идеями. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые игры, проектная деятельность, использование электронных ресурсов способствуют становлению личности на основе норм толерантности . Бывает так, что один и тот же методический прием, работающий «на ура» в одном классе, оказывается неэффективным в другом. Опыт работы показывает, что это зависит от сочетания способностей учащихся, их психологического настроя и особенностей изучаемого материала. Формирование у школьников толерантности проходит постепенно, ведь отдельный урок по теме «Толерантность», как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания ребенка. Формирование толерантного сознания учащихся — постоянная и кропотливая работа, напоминающая мозаику: только из отдельных маленьких разноцветных фрагментов составляется целостная композиция. В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески, по-новому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно относиться к многообразию жизни. Формирование толерантности у школьников не является самопроизвольным процессом, нужно специально создавать необходимые для формирования толерантности у подростков педагогические условия: организацию специальных дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур; организацию рефлексии учащихся собственных отношений к представителям иных культур; оказание помощи школьникам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения. Формирование толерантности обусловлено также и особенностями позиции педагога, выражающейся в демонстрации своего отношения к подростку как к взрослому, в толерантности к подростковой субкультуре, в признании свободы ценностного самоопределения подростков.

Перспективы данной работы видятся в изучении особенностей формирования толерантности у школьников других возрастных групп, а также сотрудничества с семьями учащихся и школьной психологической службой по профилактике интолерантности.

Сноски:

1. «Методические рекомендации по проведению Дня толерантности», автор Л. В. Мостяева, Рязань, 2009 г.

2. « Декларация принципов толерантности» tolerance.ru›declar.html

3 там же

4 Е. Добрынина «Тройка по толерантности» rg.ru›2007/03/22/tolerantnost.html

5 там же

6 « Декларация принципов толерантности» tolerance.ru›declar.html

7 данные взяты у школьного психолога Головановой Л. Э.

8 «Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С.

9. « Сборник работ победителей и лауреатов конкурса социально-правовых сочинений «Белая ворона», под ред. А. М. Аминова, Казань- 2011.

Список литературы , интернетресурсы:

А.А. Погодина. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире.

С. Т. Баранов. «Проблемы толерантности в России». Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 3, 2000г. изд-во Северо-Кавказский государственный технический университет

«Методические рекомендации по проведению Дня толерантности», автор Л. В. Мостяева, Рязань, 2009 г.

«Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С.

« Декларация принципов толерантности» tolerance.ru›declar.html

.his.1september.ru2002/11/2.htm

. http://www.ncstu.ru

rg.ru›2007/03/22/tolerantnost.html рос газета