Формирование ценностных отношений в коллективе в процессе воспитания

Формирование ценностных отношений в коллективе в процессе воспитания.

В.П.Петренко,

классный руководитель 9 «А» класса

МОУ ООШ №6

С.Донского

Труновского района

Ставропольского края.

Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку.

В. А. Сухомлинский.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время.

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику, вызывают необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности выделить нравственные нормы и ценности жизнедеятельности людей.

Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Поэтому необходимы целенаправленные педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребенка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры.

Цель моей воспитательной деятельности мне видится в том, что в результате моих педагогических усилий будет воспитана личность, стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает; обладающая основными нравственными ориентирами и характеристиками, среди которых наиболее значимыми следует считать:

а) гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему мира;

б) ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

в) долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

г) совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

д) чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение и уважение к другому человеку.

е) гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Основными принципами моей воспитательной политики является диалог, диалогическое взаимодействие с учеником. Диалог выступает источником нравственного осмысления жизни человека в обществе. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного мышления. Над этой проблемой работает коллектив нашей школы, которая является краевой экспериментальной площадкой. Тема эксперимента: «Формирование диалогического опыты учащегося как способа его духовно-нравственного становления».

Для реализации данной цели необходим системный подход. В основе этого подхода – система воспитания этической культуры школьника, разработанная в ГОСНИИ семьи и воспитания и курс этической грамматики А.И.Шемшуриной, адаптированные мною и проецированные на мой класс.

В своей деятельности выделяю три логически взаимосвязанных компонента:

классная внеурочная деятельность,

«повседневная методика этического заряда»,

общешкольная внеурочная деятельность.

Остановимся подробнее на I компоненте.

В него включаю:

а) классные часы на тему нравственности;

б) классные мероприятия;

в) работа с родителями.

Тематика классных часов, разработанная на основе курса этической грамматики Шемшуриной.

5-6 классы

Задачи: воспитание нравственных черт личности: доброты, милосердия, желания делать добрые дела.

Темы:

1. Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

2. Умей быть добрым.

3. «Без друзей меня чуть-чуть».

4. Правила на каждый день.

5. «Давайте жить дружно»

Так, на классном часе «Давайте жить дружно» дети составили правила коллектива, среди которых:

уважать права и считаться с другими людьми;

стремиться к взаимопониманию;

не ссорится.

Использовались методы недописанных тезисов, ролевая игра. На классном часе «Без друзей меня чуть-чуть» использовались анкетирование и инсценирование, а также диагностика социометрии.

7-8 класс

Задачи: формировать, закреплять умение терпимо относиться к недостаткам других;



Формировать, закреплять умение слушать и анализировать свои и чужие поступки.

Темы:

О порядочности.

Что хранит твоя память.

«Как слово наше отзовется»

Живая душа о жизни думает.

Из чаши мудрости испей.

Люди существуют друг для друга.

Классный час «Люди существуют друг для друга» проходил в форме круглого стола. Использовались игры-упражнения «Пойми меня»; проводилось тестирование «Воспитанный ли я?», решались ситуации. В итоге дети сформулировали правила общения в виде памятки:

будь вежлив и тактичен;

не унижай, а уважай;

будь внимателен;

учись слушать и слышать.

9 класс



Задачи: совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

Темы:

Смысл жизни – это то, что придает ей ценность.

Цель жизни – самовыражение.

Нравственные уроки моей семьи.

Добро есть жизнь.

Поспешай делать добро.

Счастье – это состояние души.

Используемые методы: дискуссия, диалог. Итогом классного часа «Добро есть жизнь» стали мини-сочинения.

Так Наливайко Настя пишет: «Для меня добро вообще – это теплота человеческих отношений, внимание и забота. Поэтому символ добра для меня — моя мама. Она окружает меня аурой доброты и внимания».



А это мнение Шепелева Михаила: «Добро – это хорошие поступки. Добро не всегда справедливо. Справедливо – это беспристрастно. А добро пристрастно».

Ознакомившись с комплексом добродетелей, составленных Б.Франклином, дети для себя выбирают самые значимые, на их взгляд, качества: искренность, справедливость, прилежание. В ходе классного часа «Нравственные уроки моей семьи» дети говорили, что их учат быть добрыми, искренними. В. Яцура сказал «Меня учат быть таким, чтобы я был полезен обществу».

На классном часе: «Поспешай делать добро» учащиеся решают проблемные ситуации, выбирая свойственные им нормы поведения.

Классные часы в 9 классе строятся как «диалог голосов» /размышления по актуальным проблемам человеческой жизни/ и «диалог образов» /осмысление художественных, литературных и исторических образов/

Классные мероприятия, включаемые в систему нравственного воспитания:

декада добрых дел.

психологические тренинги.

посещение музеев, театра, обсуждение кинофильмов.

встреча с интересными людьми.

Работа с родителями включает:

а) анкетирование родителей;

б) посещение семей;

в) тематические родительские собрания:

Воспитание трудолюбия в семье.

Следовать пути добродетели. /Платон/

Нравственность – это разум сердца /Гейне/

«Человек от природы добр» /Руссо/

II компонент моей воспитательной системы: «повседневная методика этического заряда, действующая в системе свободного общения на перемене и в послеурочное время».

Свою цель я вижу в

создании доброжелательного климата в классе;

в личном примере, который помогает школьникам находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других;

в культивировании умения детей простить, проявить благородство.

Для этого использую индивидуальную беседу, классную почту, ролевую игру.

III компонент – общешкольная внеурочная деятельность. Она строится по направлениям согласно воспитательной концепции школы.

Нужно отметить, что работа приносит свои плоды, которые может быть, трудно увидеть, невозможно измерить. Эти результаты проверяются жизнью. И все же вот чего мы добились. Уровень воспитанности класса вырос по сравнению с 5 классом с 3,6 до 4,5. Наибольшую оценку 5 класс получил по следующим критериям: доброта, скромность, доброжелательность, готовность оказать помощь, понимание ценности жизни.

По результатам социометрии в 5 классе было 3 отверженных, а к 9 классу нет отверженных, 8 человек лидеров, остальные предпочитаемые.

По итогам 2007-2008 года класс объявлен победителем в конкурсе «Самый лучший класс».

I место в конкурсе патриотической песни в 2008 году.

Бондаренко Тома – лауреат краевого конкурса сочинений «Моя семья».

Учащиеся класса – активные участники всех общешкольных мероприятий.

Мы живем в эпоху перемен, инноваций, быстрого решения различных вопросов, эпоху нового мышления. Скорей всего, наступит время иных жизненных ценностей. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда.