Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общ

Голубенко Т.А.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. Уровень здоровья в значительной степени обусловливает возможность профессионального совершенствования, личностного роста, полноту восприятия, удовлетворенность жизнью, поэтому важнейшей задачей сохранения и укрепления здоровья тела и духа каждого человека является обеспечение гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, воспитания активной жизненной позиции, высоких жизненных принципов.

Здоровье детей представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). На государственном уровне разработаны следующие стратегии, отражающие новую парадигму здравоохранения, когда приоритеты смещаются от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья:

Стратегия

Основное содержание стратегии

Вклад в снижение смертности

Популяционная стратегия

информационно-коммуникационная кампания (информирование, мотивация);

обеспечение условий для ЗОЖ;

50%

Стратегия высокого риска

развитие инфраструктуры медицинской профилактики;

диспансеризация;

20%

Вторичная профилактика

лечение

30%

Ключевые государственные задачи в данном направлении следующие:

•Снижение потребления табака (принятие федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака»);

•Снижение потребления алкоголя;

•Обеспечение условий для доступности здорового питания;

•Формирование нового подхода к повышению уровня физической активности населения;

•Совершенствование инфраструктуры медицинской профилактики в первичном здравоохранении.

В формировании культуры здорового образа жизни ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан.

В школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности, необходимо проведение системных мероприятий, направленных на создание в образовательных учреждениях безопасной и комфортной здоровьесберегающей среды. И самая трудная, важная задача педагога — создание среды, в которой ребенок заинтересуется тем, как важно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.

С позиции деятельности педагога мы рассматриваем здоровье подростка не как сложившийся феномен, а в динамике его становления, что приводит нас к необходимости моделирования процесса становления здорового образа жизни, как основы реализации популяционной стратегии государственной системы здравоохранения. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Гигиеническое обучение и воспитание детей складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений, родителями в повседневной жизни.

Основу формирования здорового образа жизни подростков должна составлять поэтапная диагностика состояния здоровья и мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни у подростков в образовательном учреждении необходимы следующие преобразования:

− Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в структуру образовательного процесса, разработка воспитательной программы по формированию здорового образа жизни у подростков, основанной на комплексно-интегративном подходе;

− Расширение интегративного сотрудничества специалистов и семьи в реализации функции формирования здорового образа жизни у подростков;

− Учет специфических особенностей учащихся образовательного учреждения при реализации мероприятий программы, то есть индивидуализация воспитания, отражающая изменения в сущностных сферах личности подростка.

Нами разработана модель формирования здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательных учреждений с учетом государственных принципов охраны здоровья населения. Данную модель можно рассматривать как описательную компонентную составляющую образовательной среды в аспекте формирования здорового образа жизни школьников с учетом психофизиологических особенностей возрастного периода. При моделировании мы руководствовались ключевыми государственными задачами в сфере образования и здравоохранения , учитывали реальные возможности образовательного учреждения: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся.

Цель конструирования модели – формирование отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.

Модель формирования здорового образа жизни у подростков представлена целевым, содержательным и результативным блоками, взаимосвязанными между собой по различным компонентам на всех этапах формирования здорового образа жизни у учащихся образовательного учреждения.

Целевой блок включает описание целей и задач, направленных на конструирование ценностного отношения подростка к здоровому образу жизни, а также основные принципы их реализации.

Содержательный блок включает теоретический, содержащий теоретические основы, на которых должен базироваться процесс реализации образовательным учреждением формирования З О Ж подростков; методологический , включающий описание технологий и методов организации деятельности, направленной на формирование ценностной компоненты мышления подростков; конъюктурный, включающий совокупность структур, на основе деятельности которых возможна реализация здоровьесберегающей концепции образовательного учреждения и организационный, описывающий процесс реализации формирования высоких жизненных принципов, разделы.

Результативный блок содержит критерии и показатели, по которым можно судить о сформированности здорового образ жизни у подростков. Результативность процесса формирования здорового образа жизни у подростков может быть оценена на основе ряда критериев.

Целевой блок

Содержательный блок

Результативный

блок



Теоретический

методологический

конъюктурный

организационный

Цель: формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни на основе самосознания.

Задачи: 1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья;

Формирование комплекса знаний , умений навыков, обеспечивающих сохранение здоровья в современных условиях бытия;

Приобретение и закрепление целесообразных для их возраста гигиенических навыков и привычек, стимулирование сознательного участия в формировании здоровьесберегающей среды для себя и общества.

Принципы:

Комплексность и непрерывность формирования здорового образа жизни;

Креативность (творческий характер мотивов воспитания здорового образа жизни), Эмоциональность(воздействие на личностные структуры, способствующие определению путей движения ценностных восприятий)

Субъектность, предполагающая опору на реальную жизнь подростка;

Модульность структуры и содержания, обеспечивающая вариативность при выборе вариантов и сроков реализации .

Понятия «здоровье», «Здоровый образ жизни» и их составляющие;

права и обязанности участников образовательного и воспитательного процесса(законодательные основы формирования здорового и безопасного образа и жизни в рамках Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 17 октября 2012 года).

Научно-практические конференции;

уроки физического воспитания, биологии, ОБЖ;



Спортивные секции по волейболу,футболу, баскетболу;

Лекции и семинары ;

Спортивные семейные праздники;

Мониторинг здоровья;

Мониторинг уровня сформированности знаний по основным понятиям ЗОЖ.

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса включает следующие компоненты :

• аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни;

• гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений;

• здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма

• эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых

• экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.

• физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

Государственный национальный проект «Здоровье» (усиление профилактической направленности здравоохранения);

Муниципальные программы: Оренбургский проект по сохранению репродуктивного здоровья «Две ступени»;

«Здоровье и здоровый образ жизни»;

Областная целевая программа

«Дети Оренбуржья» на 2011 — 2013 годы

Родительская общественность;

Служба психолого-педагогической поддержки учащихся;

Служба социально-педагогического сопровождения образовательной программы;

Волонтерское движение;

Медицинская служба лицея;

Волонтерское движение;

МО учителей естественного цикла;

МО классных руководителей.

Урочная деятельность(биология,

ОБЖ, физическая культура);

Внеурочные(кружки, секции) и внеклассные мероприятия(экскурсии,

походы, поездки);

интегральные спецкурсы(«Экология и мы);

санитарно-экологический штаб;

акции( «День здоровья», «Мир без наркотиков», «Не кури и победи», «Чума XXIвека” , «Осторожно, улица!»);

месячник «Здоровье и здоровый образ жизни»;

Лекции для учащихся(врач-нарколог, врач-гинеколог, учителя биологии, ОБЖ);

Лекции для родителей(социально-психологическая служба лицея).

Мотивационный критерий(желание подростков вести здоровый образ жизни); гносеологический критерий(знания, умения и навыки по основным направлениям здорового образа жизни);

эмоциональный критерий( степень тревожности подростков в отношении собственного здоровья) ;

аксиологический критерий( степень сформированности понятий, связанных с сущностью ценности ЗОЖ, значимостью в реальности ценностного мира данной аксиологической субстанции).



Классный руководитель представляет собой звено, обеспечивающее взаимосвязь всех элементов модели, поскольку именно он формирует направление деятельности конъюктурного, методологического и организационного блоков и оценивает, наряду со вспомогательными службами образовательного процесса, степень соблюдения принципов и уровень достижения результатов в ходе воспитательной деятельности.

Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ с учетом психофизиологических особенностей учащихся образовательных учреждений. Деятельность образовательного учреждения в рамках данной модели решает государственные, образовательные и личностные задачи, в конечном счете определяет будущее страны.

Список источников информации:

А.Б. Добрович Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. — М.: Просвещение 2002.

Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000.

Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. — Саранск: МОРМ, МРИО, 2005, с. 14-20.

В.Н. Кормакова ,В.Н. Кормакова, Е.В. Переверзева ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ/сборник международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодеж и научно- технический прогресс» под редакцией ООО «Айкью».

Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников. — 2008. — №8. — С. 28 — 31.

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. — 2005. — №3. — С. 55-60.

Казначеев В.П. Здоровье нации — феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. — 194 с.

Книга о здоровье / Под. Ред. Ю.П. Лисицына. — М.: Медицина, 2000.

Лисицын Ю.П. Санология — наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. — М: 2001. -231 с.

Н.В. Юняева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ.- Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть II.

О. А. Малыгина Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков . Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки), с.41-43.

Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. — 2006. — №8. — С. 90-94.

Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002

http://56-test.rospotrebnadzor.ru

http://www.minzdrav.orb.ru