Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов

Десятниченко Ж. А.

Курская обл. Рыльский р-н

ОКОУ Ивановская школа-интернат

Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.

Американский психиатр Милтон Эриксон сказал: « Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет – жить скучно». И это правильно. В условиях гуманизации Российского общества на первый план выходит человек с его стремлениями, желанием самореализоваться, быть полноценным гражданином своей страны, не зависимо от его физического здоровья и социального благополучия, полноценности образования и воспитательной среды.

Воспитанники детских домов и школ-интернатов – это одна из категорий детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, которые наиболее остро испытывают трудности в приспособлении, адаптации к социальной реальности вне стен детского дома, в выборе и построении своего жизненного пути. Не все в современном обществе интегрируются, многих оно отторгает. Такова печальная статистика.

   При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

Жизненный опыт приобретается через собственные ошибки. Чтобы этих ошибок было меньше – подросткам нужна помощь. Подготовить их к жизни в условиях рыночной экономики помогает профориентационная деятельность.

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

   Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами учащихся и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

В связи с этим в 9 классах проводится курс по основам выбора профессии.  Что это даёт?  А вот что.

Во-первых, это профессиональное просвещение – возможность познакомиться с миром профессий и их содержанием.

Во-вторых, это профессиональное информирование – получение сведений о путях приобретения различных профессий.

В-третьих, в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии.

В-четвёртых, прохождение тестирования и консультирования помогает учащимся ответить на следующие, интересующие их вопросы:- какие профессии и почему подходят им на основе анализа;- как скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;- как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.

И в-пятых, это профессиональный отбор, который помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий.

 Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

 Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический.

   Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

   Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

   Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

   Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

В наш бурно развивающийся век информационных технологий, получить сведения о профессии, учебном заведении, не составляет труда, главное — уметь искать, но, при таком многообразии профессий, конкуренции на рынке труда и непростых экономических условиях в нашей стране, все сложнее сделать профессиональный выбор. Поэтому учебным заведениям нужна реклама. От этого зависит приём абитуриентов. И многие это успешно делают. Это говорит о партнёрском взаимодействии наших учреждений в профессиональной ориентации молодёжи.

Помимо общей согласованной цели, в основе такого партнерства лежат основные принципы, позволяющие поддерживать взаимодействие: выпускники детских домов и школ-интернатов имеют все условия для обучения и проживания. Всё это создаёт фундамент партнерства, и еще крепче «цементирует» такое сотрудничество.

Кроме того в Курске имеется автономная некоммерческая организация, во главе которой стоит Л. Г. Лабенская. Вот уже два года она проводит во время весенних каникул смены профильного лагеря АНО «Центра «Мечта»» по программе «Шаг в будущее». Целью таких мероприятий является создание условий для приобретения подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, опыты взаимодействия и общения со специалистами разных областей знаний и права и использования данного опыта для своего развития и профессионального самоопределения. Это нужное и полезное дело.

В заключение хочется сказать, что в области образования необходима гибкая политика. Развитие человеческих ресурсов следует считать важным фактором устойчивого экономического роста, а система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Необходимо, чтобы молодые люди получали именно те профессии, которые пользуются спросом, чтобы им было легче выходить на рынок труда и не приходилось бы переучиваться.

Использованы материалы:

Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2011.

Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2000.

http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/teoriya-i-metodologiya-sotsialnogo-partnerstva

http://bugabooks.com/book/191-osnovy-socialnogo-partnerstva-teoriya-i-politika/18-glava-devyataya-socialnoe-partnerstvo-v-obrazovatelnoj-sfere-rossii.html

http://www.ibl.ru/konf/021210/53.html

http://maup-center.com.ua/ru/proforientatciya/proforientatciya-shkolnikov-i-abiturientov/problemi-i-perspektivi-razvitiya-otechestvennoj-proforientatcii-na-sovremennom-etape.html

http://school-28-kurgan.narod.ru/proforient.html