Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педаго

Сибгатуллина Рафида Дамировна

Учитель татарского языка и литературы

Сафиуллина Альфия Равиловна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Зеленодольского муниципального района РТ

Тема: Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики

Формирование социальной компетентности учащихся средствами искусства и музейной педагогики

Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям.

Становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.

Важной работой в этом направлении, на мой взгляд, является формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики. Цель такой работы — воспитание уважения к искусству, истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения, развитие коммуникативных и организаторских способностей, способности к эмпатии и самоконтролю, пробуждение интереса к познанию мира искусства и культуры через театр, музей и его коллекции, через взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать информационную культуру и креативную деятельность; а также сформировать уважительное отношение к искусству, музейным памятникам как части культуры, умение переживать и сопереживать.

Основными направлениями введения музейной педагогики в образовательный процесс являются следующие:

Проведение на базе экспозиций музея учебных занятий, музейных уроков. Так, одна из экспозиций музея посвящена государственной символике России и Татарстана. Материалы этой экспозиции использовались на уроках обществознания в 6-х, 8-9-х и 11 классах при изучении Конституции РФ, государственного устройства и символики страны.

Применение музейных средств для организации внеклассной работы по предмету. Ежегодно на базе музея проходит интеллектуальная игра «Наши земляки!» среди учащихся 8-11классов, викторины, конкурсы знатоков родного края, видеоэкскурсии, «История Зеленодольска в фотографиях», Через подобные мероприятия успешно ведётся патриотическое воспитание учащихся, прививается любовь к малой родине.

Организация на базе музея учебно-исследовательской деятельности и кружковой работы. При музее работает школа юных экскурсоводов. Такая деятельность помогает учащимся выработать навыки публичного выступления, интерес к изученному материалу, самоуважение за хорошо выполненное дело.

Социальная компетентность это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей.

Основные наши задачи:

• Формировать чувственное, эмоционально — действенное отношение к родному городу, Зеленодольску;

• Расширять представление детей о достопримечательностях города Зеленодольска;

• Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Зеленодольске, сопричастности к событиям в городе Зеленодольск, родном крае;

• Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития;

• Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры;

• Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край; Воспитывать осознанно-бережное, отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

По Ожегову С. И.: «Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Эмоционально- чувственное развитие ребенка выступает как одно из важных условии его адаптации в обществе, успешное взаимодействие с окружающим миром. Работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у учащихся связана с их знакомством с поэзией, музыкой, мировой художественной культурой, а также с народным фольклором, обычаями традициями народа, с творчеством национальных поэтов и писатели.

Нравственное воспитание личности ребёнка — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленном на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото — видеокопилку.

Основные плюсы и положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Поиски новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного урока направлены на формирование личности, обладающей высокой эрудицией, физическим и психическим здоровьем, способным, в перспективе, трудиться в любой сфере, а, следовательно, должны давать возможности для развития данных способностей.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Ценностное отношение к народному творчеству, является основой нравственного воспитания личности.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, оформления и пропаганды материалов источников по истории, культуре природе, имеющим воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей содействует приобщению школьников к поисковой работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно- нравственных ценностей. И сегодня, и в далёком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и почувствовать, как жили, за что переживали и чему радовались наши далёкие предки, наши прабабушки и прадедушки, поэтому в школах работают музеи, краеведческие уголки.

Наш музейный уголок играет большую роль в воспитательной работе. При помощи собранных в музее экспонатов и материалов мы направляем учеников на активную деятельность, тем самым воспитываем в них такие качества как любовь и уважение к культуре, быту, истории, нравам традициям и обычаям, как русского, так и татарского народов.

Цель нашего музея: ознакомить учащихся с татарской культурой, литературой, творчеством выдающихся земляков.

Школьный музей играет большую роль в воспитании национального самосознания учеников, любви к Родине, родному краю, уважение, памяти прошлом своего народа, а также уважение к достижениям настоящего. Основной формой учебно-воспитательного процесса в школе является урок, поэтому материалы школьного музея, прежде всего, должны использоваться на уроке.

Методика использования материала разнообразна. Урок можно, например, провести наглядным методом с использованием материалов музея, Можно провести урок непосредственно в музее, или использовать его отдельные экспонаты, принеся их в класс.

Экспонатами музея пользуются учителя начальных классов и учителя татарского языка.

Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории, и определяет будущее нашего народа.

Подлинным носителем национальной культуры является тот ,кто хорошо познал её и способствует взаимообогащению своей национальной культуры, культуры других народов.

В перспективе на нынешний учебный год – дальнейшее посещение выставок и музеев, которое продолжит работу над модификацией традиционного урока и участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности. Итак, приобщение школьников к музейной педагогике является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педагогической теории и практики, так как ориентируется на социальный заказ, который отражает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации и формулировать новые перспективные задачи.