Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через творческий час

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ

через творческий час

Воспитатель: Вишневская Л.Ю.

В связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе, ускорения темпов его развития определены новые требования к выпускникам в школе. В настоящее время обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим в педагогике появился термин – «компетентность», означающий интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Особенно важно выделить социальную компетентность как основной фактор социализации.

Социальная компетентность – это, с одной стороны, совокупность умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешное сосуществование личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека выстаивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

Показателями социальной компетентности являются:

сотрудничество, работа в команде;

коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения;

способность делать осознанный выбор;

наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

владение приёмами разрешения конфликтов;

развитие личностных качеств, саморегулирование.



Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.



Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогает творческий час, который дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что способствует выработке правильной самооценки.

Творческий час проводится воспитателем 1 раз в неделю по 60 минут. Материалы и система занятий подобраны по правилу «от простого к сложному» с учётом возрастных особенностей воспитанников и стоятся на таких дидактических принципах, как доступность, повторяемость и практическая значимость. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые, работа в малых группах.



Наиболее продуктивна форма групповой деятельности. Именно групповая работа и взаимодействие самих воспитанников в ней является эффективным способом развития социальной компетентности ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.