Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО Вместе

Наименование опыта

Формирование социально-активной и творческой личности школьника через деятельность детско-юношеского объединения «Вместе».

2. Условия возникновения и становления опыта.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.

Именно поэтому проблема детских общественных объединений как значимого социального института общества актуальна и своевременна.

Следует признать, что детская организация уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков детского движения, многие из которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.

С 1 октября 1999 года в МБОУ «Илькинская СОШ» успешно действовало детское общественное объединение «Экоград», которое немного позже вошло в состав районного объединения «Мир». Численный состав объединения состоял из 134 учащихся. Предпосылкой создания детского школьного объединения было приоритетное направление школы — эколого-краеведческое. Главной целью ДОО «Экоград» было предоставление учащимися наглядных образцов экологически обоснованного взаимодействия человека с окружающим миром. Дети были включены в разнообразную эмоционально насыщенную экологически значимую деятельность. Эта деятельность обеспечила постепенный переход ребенка от действия по образцу к самостоятельному выбору в пользу экологического благополучия.

С момента выхода в свет концепции модернизации российского образования были определены новые социальные требования к системе российского образования. Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Меняется общество, значит, должны измениться и расшириться задачи детского объединения.

Таким образом, появилась необходимость создания нового детского объединения, которое должно предоставить возможность детям активно участвовать в разных видах деятельности, тем самым обеспечивая включение ребенка в социальные отношения с окружающими и возможность общения, как со сверстниками, так и со старшими товарищами. Такое общение должно стать полноценным фактором развития творческих способностей и реализации интересов детей.

В сентябре 2007 года в МБОУ «Илькинская СОШ» создается детско-юношеское общественное объединение «Вместе», в состав которого входит объединение «Экоград» (учащиеся 1-7 классов) и клуб старшеклассников «Мир профессий» (8-11 классы).

ДЮОО «Вместе» ставит перед собой цель – воспитать творческую, социально-активную, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Актуальность опыта.

Современная социально-экономическая ситуация негативным образом влияет на развитие сферы образования. Рост детской преступности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, детского суицида, бесконтрольность СМИ, социально-экономическая незащищенность большинства семей, ослабление воспитательной работы в школе, недостаточность развития детско-юношеского движения, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры и образования вызывают серьезную тревогу и заставляют задуматься о поисках механизмов преодоления этих негативных последствий переходного периода, о новых формах взаимодействия детей как субъектов образовательного процесса, общественности и государства. В настоящее время в системе образования накоплен позитивный опыт деятельности детско-юношеских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, гражданско-патриотического воспитания. Эта деятельность помогает социализации личности учащихся, их профессиональному и личностному самоопределению, способствует их самореализации.

Развитие творческих способностей подростка рассматривается как одно из приоритетных направлений в Законе РФ «Об образовании». Необходимость разработки данной проблемы обусловлена современными тенденциями социально – экономического развития страны, повышением требований к научной и практической подготовке современного человека, наделенного неповторимыми индивидуально – личностными качествами. В связи с этим в настоящее время со стороны школ заметно актуализировался вопрос объединения учащихся в детские организации. Детское объединение – это добровольная организация несовершеннолетних граждан, осуществляющая совместную деятельность, которая удовлетворяет их социальные потребности и интересы. При этом педагогическому коллективу и школе в целом важно занять свободное время своих учеников, оградив их тем самым от влияния улицы, дурной компании, что соответствует социальному заказу общества:

Формирование коммуникативной культуры учащихся.

Развитие социально-творческих способностей учащихся.

Формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Формирование нравственных качеств учащихся.

Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

4. Ведущая идея опыта.

Создание условий для развития социально – активной и творческой личности через организацию коллективной, творческой, социально – значимой деятельности детско-юношеского общественного объединения «Вместе».

5.Теоретическая база опыта.

5.1. Основные понятия.

Воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем (понятие на уровне государства).

Воспитание (по Л.И. Новиковой) – это целенаправленное управление процессом личностного развития ребенка, при создании для этого благоприятных условий (понятие на уровне Владимирской области).

Воспитательная технология – это чёткая, поэтапная деятельность в области воспитания, в которой действия последовательны и целостны; во – вторых, все действия направлены на достижение одного результата.

Коллективное творческое дело – социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). (по Иванову И.П.)

Социальное проектирование – это способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Самоуправление – это принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающихся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Творческое мышление мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческая активность в процессе воспитания представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

5.2. Теоретические и практические материалы.

В первую очередь я познакомилась с воспитательными концепциями, которые в той или иной степени отражают тему воспитания социально-активной и творческой личности. Наиболее интересными подходами показались концепции воспитания Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М.

«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность.

Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое.

Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности.

Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое.

Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое.

Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования.

Другой, интересный, на мой взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье»

«Учение»

«Общении»

«Досуг»

«Семья»

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы»

Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В её основу положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и саморегулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

в сфере «Общество» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур;

в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере «Я – Сфера» — субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции».

Сегодня в пространстве социального воспитания имеются технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развить различные ее виды. Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие

как О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.

Например, А.В. Мудрик считает, что развитие личности подростка включает три «само»: самосознание, самоопределение и самоутверждение. О.С. Газман в саморазвитие личности включает процесс самоопределения как выбор и сознательную постановку целей, самореализацию, как творческую реализацию своих целей и самореабилитацию, как умение восстанавливать потребности и энергию. Профессор Института развития образования г. Ярославля Г. К. Селевко, совместно с группой ученых-практиков, разработал и внедрил в практику курс «Самосовершенствование личности» по классам, который может быть использован, как социальными педагогами, учителями-предметниками, так и любым образованным человеком, радеющим за воспитание социально активной личности подрастающего поколения. Задача взрослого человека – обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают ожиданиям педагога. Необходимо убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Также Г.К.Селевко разработал технологию саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие. Приемы данной педагогической технологии используются мной в работе с органами школьного самоуправления.

О. С. Газман, член-корреспондент Российской академии образования, разработал основные концептуальные положения о педагогической поддержке. Педагогика поддержки – так назвал он деятельность педагога, принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам – «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Иногда, при решении конкретной проблемной ситуации, педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности. Также под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Отдельно хочется сказать о педагогических источниках профессора Ульяновского педагогического университета, доктора педагогических наук Полякова С.Д. В своих статьях и книгах он исследует проблемы воспитания в современной российской школе. Его книга «Педагогическая инноватика: от идеи до практики» стала, пожалуй, единственным сводом современных представлений о закономерностях рождения, развития и распространения педагогических новшеств. Книга «Реалистическое воспитание» — это опыт целостного рассмотрения проблем организации школьного воспитания на основе ресурсного подхода, позволяющего ставить реалистические достижимые цели воспитания и избавляться от неконструктивных педагогических мифов.

Что касается использования в своей деятельности педагогических технологий, то вновь я обратилась к книге С.Д Полякова «Технология воспитания». В этом пособии раскрываются психолого-педагогические и методические основы воспитательных технологий как способов взаимодействия педагогов и детей. Наряду с анализом конкретных технологий, предлагаются различные варианты обучения технологическому подходу педагогов и студентов. Особое внимание уделяется обсуждению трудностей и границ применения воспитательных технологий.

Книга Н.Е Щурковой «Игровые методики» рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру. Работа воспитателя сложна и многогранна, но игровая методика делает ее увлекательной и интересной как для учителя, так и для ученика. Игровые методики, представленные в книге (100 игровых форм), широко практикуются сегодня в школе.

Ещё один автор игровых методик, опыт которого я также использую, Н.Н. Шуть. В его книге «Волшебные ключи игромастера» раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Вместе с тем, «территория игры» до сих пор имеет многочисленные «белые пятна». Одним из cамых больших остаётся вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога (отсюда известное название профессии «игротехник»), а прежде всего как гармонизатора духовного и гуманистического потенциала игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства и творческих сил участников игрового процесса. Специалиста-организатора такого уровня игры автор книги называет словом «игромастер» и раскрытию его секретов посвящает эту книгу.

«59 лучших игр и упражнений» — так называется книга М. Кипниса, которая учит педагога, воспитателя, любого человека тренировать общение, способность влиять и убеждать. Книга содержит обширный спектр техник, игр и упражнений — простых, эффективных и успешно применимых в тренингах общения с самым широким возрастным, профессиональным и социальным составом участников. Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для дискуссии с участниками или выводы, к которым они должны прийти.

Также хочется сказать о книгах Татьяны Викторовны Бабушкиной. Это методическая мозаика, очень практичная, доступная и актуальная, и, в то же время, опыт вдохновения, без которого любая задумка останется без дыхания. Её книги «Часы пробили в дюжину», «О щедрой радости детства» и «Одушевляющая связь» входят в трилогию итоговых книг «Что хранится в карманах детства». Эти книги о том, как взрослый и маленький человек могут ежедневно дарить радость и счастье друг другу, используя простые и вечные элементы быта и бытия. Автор показывает, насколько привычка жить в контакте с детьми и детством жизненно важна не только для маленьких, но и для самих взрослых. «Ведь человек, думающий о судьбах детства, может прокладывать своё собственное время через всеобщие уроки и уравнивающие обстоятельства. Он может пытаться принести свои ценности в современную ситуацию, чуть меняя её к лучшему».

Эта книга о тех средствах и таком понимании вещей, с помощью которых любой взрослый человек может найти контакт с любым маленьким человеком.

Особое значение в процессе воспитания приобретает анализ воспитанности учащихся и деятельность, направленная на её повышение. на сегодняшний день существует много методик измерения уровня воспитанности ученика. Для своей деятельности я выбрала методическое пособие Михаила Петровича Нечаева «Диагностика воспитанности школьников», в котором раскрываются содержание и технология диагностического анализа результатов воспитания в целостном управленческом цикле, во взаимосвязи с мониторингом уровня воспитанности личности, а также разработкой индивидуальных воспитательных маршрутов школьников.

Мною были прочитаны статьи С. Полякова «Деятельностное

воспитание: проект и практическое экспериментирование», И. Шустовой «Обучение технологии деятельностного воспитания» и Т.Ванько «Может ли школа научить детей «хорошему общению?» В этих статьях предложена такая деятельность, в которой выражается умение строить взаимодействие, общение между людьми. По-другому её еще называют социальной деятельностью (имея в виду социальность в узком смысле слова: не как обращенность к обществу, социуму, а как направленность на взаимодействие с конкретными людьми). Идея заключается в том, что воспитание с деятельностной точки зрения — это создание условий для

формирования, развития этой «социальной» деятельности.

6. Новизна опыта.

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта,

к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта выражается в комбинации известных воспитательных методик, технологий, форм в организации деятельности детского общественного объединения, направленной на воспитание творческой социально-активной личности.

7. Технология опыта.

Перед создателем нового детского объединения была поставлена цель — создать условия для формирования социально-активной и творческой личности учащихся путём включения их в деятельность детского общественного объединения. Поэтому были определены следующие задачи:

Развитие познавательных интересов, творческой активности.

Сплочение коллектива посредством общей творческой деятельности.

Формирование активной гражданской позиции.

Воспитание патриотизма, гордости за свою школу, ее историю, традиции.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Выявление лучших качеств личности ребенка, формирование нравственных приоритетов школьников.

В начале работы над данной темой в первую очередь мной было проведено мини – исследование, в котором мне хотелось выявить восприятие подростками феномена детского общественного объединения, их отношение к целям и содержанию деятельности ДЮОО, психологические мотивы участия в ДЮОО, отношение подростков к роли и месту взрослых в ДЮОО. Для этого были использованы социологические анкеты, разработанные сотрудниками Дома детских общественных организации при Правительстве Москвы. В исследовании принимали участие учащиеся 5-11 классов. Например, на вопрос: «Какому ДЮОО ты бы отдал предпочтение?», учащиеся ответили так:

Возрастная группа

Ответы

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

- тому, в котором можно воспитать себя для взрослой жизни;

38%

35%

46%

23%

34%

17%

41%

- тому, где много художественного творчества;

15%

28%

36%

28%

5%

19%

12%

- тому, где можно полноценно заниматься спортом;

30%

11%

12%

34%

23%

41%

18%

- ДОО, реализующему полезные дела для других людей.

17%

26%

6%

15%

38%

23%

29%

Отмечу, что всех подростков, независимо от возраста, привлекают такие ДОО, где можно «воспитать себя для взрослой жизни», где «есть возможность для полноценных занятий спортом».

При анализе ответов на вопрос: «Каким делом, на твой взгляд, стоит заниматься членам ДОО?» обнаруживается следующее позиционирование респондентов:

Возрастная группа

Ответы

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

Организация дискотек

5%

10%

19%

25%

14%

9%

20%

Занятия на компьютере

16%

20%

9%

12%

3%

3%

5%

Забота о бездомных животных

6%

12%

14%

2%

15%

4%

13%

Издание газеты

8%

18%

8%

6%

12%

11%

9%

Помощь в наведении чистоты и порядка на улицах

16%

8%

12%

12%

4%

10%

9%

Туристические путешествия

8%

12%

15%

16%

7%

27%

16%

Озеленение улиц

14%

4%

13%

8%

24%

6%

12%

Техническое творчество

10%

9%

9%

10%

15%

16%



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст