Формирование социально-адаптированной личности воспитанника в процессе трудовой деятель

Департамент социального развития ХМАО-Югры

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория»

Утверждаю:

Директор

БУ ХМАО –Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория»

______________ Л.А. Прохорова

Приказ № _35_

«18» «февраля» 2013г.

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАЦИОНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В ВОЗРАСТЕ 7-14 ЛЕТ

Составитель:

Е.А. Краус

воспитатель стационарного отделения

для несовершеннолетних

«Социальный приют для детей»

Лангепас

2013

Паспорт

Программы по формированию социально-адаптированной личности в процессе трудовой деятельности для воспитанников стационарного отделения

в возрасте 7-14 лет

Наименование учреждения с указанием территориальной принадлежности

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» г. Лангепас

Наименование программы

Программа по формированию социально-адаптированной личности в процессе трудовой деятельности для воспитанников стационарного отделения в возрасте 7-14 лет

Ф.И.О. автора(ов) / составителя(ей) с указанием должностей

Краус Е.А. – воспитатель стационарного отделения для несовершеннолетних

«Социальный приют для детей»

Должностное лицо, утвердившее программу, дата утверждения

Директор учреждения, приказ по учреждению от 17.10.2012 № 229 «Об утверждении инновационных программ».

Директор учреждения Приказ № 35 от 18.02.2013г «Об утверждении программ на 2013 год».

Направление защиты прав детей (на защиту каких прав детей направлена программа)

Международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Программа направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие, на отдых и игры, а также участие в культурной и творческой жизни (ст.6, 31 Международной Конвенцией ООН о правах ребенка)

Инновационность программы (аргументация)

В ходе реализации программы используются:

— здоровьесберегающие технологии,

— технологии активного (контекстного) обучения — моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

— игровые технологии — эффективно воздействуют на преодоление тех или иных недостатков или отклонений в психике детей, способствует их адаптации и реабилитации.

На занятиях используются проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации трудовой деятельности воспитанников.

Целевая группа

Воспитанники стационарного отделения в возрасте 7-14 лет

Цель программы

Создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для трудовой деятельности воспитанников.

Сроки реализации

1 год с сентября 2012 г. по май 2013 г.

I. Пояснительная записка

1. Актуальность

В последние годы социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Возросло число детей, оставшихся без попечения родителей, усилилась социальная дезадаптации детей и подростков, увеличились масштабы социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. В связи с этим, в Российской Федерации наряду с традиционными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открываются и новые. В БУ «КЦСОН «Виктория» открыто стационарное отделение для несовершеннолетних «Социальный приют для детей» одной из главных задач которого является подготовка детей к самостоятельной жизни, их социально-трудовая адаптация.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что проблемы, существующие в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, способствуют стойкому проявлению у них тревожности и социальной неустойчивости. Вместе с тем Международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Одной из центральных задач в области прав и интересов детей является формирование социально-адаптированной личности, максимально подготовленной после выпуска из социального приюта к самостоятельной взрослой жизни. Программа направлена на защиту прав ребенка на здоровое развитие, на отдых и игры, а также участие в культурной и творческой жизни (ст.6, 31 Международной Конвенцией ООН о правах ребенка)

Формирование социально-адаптированной личности ребенка, попавшей в трудную жизненную ситуацию, через трудовое воспитание рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления. Необходимыми условиями и средствами социальной адаптации и социальной защищенности воспитанников являются усвоение основных навыков самообслуживания и получение знаний о профессиях. При этом социальная адаптация должна осуществляться целенаправленно в совместной деятельности воспитателей, педагогов школ, психологов и детей.

2. Целевая группа

Несовершеннолетние в возрасте от 7 до 14 лет из социально-неблагополучных семей и попавшие в трудную жизненную ситуацию, посещающие стационарное отделение для несовершеннолетних «Социальный приют для детей».

3. Цель

Создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для трудовой деятельности воспитанников.

4. Задачи

Способствовать самореализации и самоопределению детей в трудовой деятельности, подготовки к самостоятельной взрослой жизни.

Содействовать в формировании трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду других людей, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности.

5. Формы работы

Организационные формы:

анкетирование детей;

разработка методики «Определение уровня развития трудовых умений и навыков, трудолюбия;

разработка системы занятий, направленных на формирование трудовых умений и навыков детей, привитие любви к труду;

создание условий, обеспечивающих формирование социально-адаптированной личности воспитанника в процессе трудовой деятельности;

консультативная помощь детям в освоении трудовых умений и навыков.

Исследовательские формы:

наблюдение за сформированностью навыков самообслуживания, готовностью к трудовой деятельности и самостоятельной жизни;

диагностика развития трудовых умений и навыков воспитанников.

Практические формы:

занятие;

беседа;

игра;

конкурс;

презентация;

клуб знатоков;

конференция;

творческая гостиная;

мастерская;

трудовой десант;

школа сада и огорода;

конкурсно-игровая программа;

экскурсия на предприятия нашего города.

Аналитические формы:

анализ и обобщение опыта работы с детьми по теме «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника в процессе трудовой деятельности».

6. Методы работы

Основные:

Организация деятельности:

игра;

приучение;

упражнение;

педагогическое требование.

Формирование сознания:

беседа;

пример;

рассказ;

рефлексия;

объяснение;

тестирование;

информирование;

консультирование;

общественное мнение;

воспитывающие ситуации;

метод положительного примера;

метод решения проблемных ситуаций.

Дополнительные (стимулирование поведения и деятельности):

поощрение;

порицание;

соревнование.

7. Технологии

В ходе реализации программы используются технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии активного (контекстного) обучения — моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

игровые технологии эффективно воздействуют на преодоление тех или иных недостатков или отклонений в психике детей, способствует их адаптации и реабилитации.

II. Содержание

Этапы реализации

№ п/п

Этапы и сроки реализации программы

Мероприятия

Ожидаемые результаты

1.

Организационный (подготовительный):

подбор литературы по теме «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника в процессе трудовой деятельности»

ознакомление с темой «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника в процессе трудовой деятельности»

2.

Диагностический (подготовительный):

анкетирование детей

определение уровня развития трудовых умений и навыков, трудолюбия

консультативная помощь детям в освоении трудовых умений и навыков

3.

Практический (основной):

проведение теоретических занятий

проведение практических занятий

усвоение воспитанниками основных знаний по данной программе

приобретение необходимых умений и навыков

4.

Итоговый (аналитический):

анализ проделанной работы

выводы и обобщения

коррекция программы (при необходимости)

определение степени эффективности программы

2. Направления деятельности и их содержание

№ п/п

Направление (деятельность)

Цель, задачи

Мероприятия

Формы и методы работы

1.

Понятие о труде. Ознакомление с трудом взрослых.

Цель: ознакомление с понятием «труд», трудом взрослых на предприятиях нашего города.

Задачи:

воспитывать уважение к труду взрослых и результатам их труда;

расширить представления детей о занятиях и профессиях людей;

воспитывать желание отражать полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

1. Беседа «Гармония труда, счастья и долга».

Беседа, пример, рассказ, объяснение, воспитывающие ситуации.

2. Клуб знатоков «Что мы знаем о профессиях?».

Игра, беседа, соревнование, поощрение, метод положительного примера.

3-4. Экскурсия в библиотеку «Моя профессия – библиотекарь».

Беседа, пример, объяснение, консультирование, общественное мнение, рефлексия.

5-6. Экскурсия в типографию «Курсив».

Беседа, рассказ, объяснение, информирование, рефлексия, общественное мнение.

7-8. Экскурсия в хлебозавод «Знакомимся с профессиями «пекарь», «кондитер».

Беседа, рассказ, объяснение, информирование, рефлексия.

9-10. Экскурсия в швейное ателье «Труд взрослых в ателье».

Беседа, рассказ, объяснение, информирование, метод решения проблемных ситуаций.

2.

Ручной труд

Цель: формирование навыков ручного труда

Задачи:

научить работать с ножницами, швейной иглой, клеем, пластилином, бумагой;

научить ремонтировать книги, мастерить из бросового материала, приготавливать поделки, аппликации и композиции);

воспитывать усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу.

1. Занятие «Приготовление аппликации «Грибная полянка».

Рассказ, объяснение, упражнение, поощрение.

2. Мастерская юного книголюба «Береги книгу!».

Беседа, пример, приучение, метод положительного примера, поощрение.

3. Творческая мастерская «Чудеса своими руками. (Приготовление поделок из бросового материала.)

Беседа, пример, упражнение, метод положительного примера, рефлексия, поощрение.

4. Презентация «Технология швейных работ. Ручные и машинные операции».

Рассказ, беседа, информирование.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст