Формирование семейных ценностей на уроках обществознания

Формирование семейных ценностей на уроках обществознания.

Учитель обществознания ГБС(К)ОУШ 15

Вежновец С. А.

Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и просвещенный. Характеристики духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни, преданный семьянин, любящий членов своей семьи и заботящийся о них.

Нельзя забывать, что главной целью всего учебно-воспитательного процесса коррекционной школы является социализация учащихся, то есть процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Это невозможно без целенаправленного процесса формирования культурных черт человека, который включает в себя освоение культурных норм, бытовых правил и формирование ценностей и идеалов.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К. Д. Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла? Именно поэтому изучение вопросов семьи и брака нужно начинать с исторических данных о традициях семьи и семейного уклада на Руси, о том, как они изменялись с развитием общества и страны. Девизом может стать стихотворение:

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Конечно, главной образовательной задачей уроков обществознания в разделе «Семья» является формирование представлений о правовых основах семьи и брака, знакомство с институтом брака посредством изучения текста отдельных статей семейного законодательства, но при этом нельзя забывать и о том, что именно в семье формируется личность человека, его моральные и нравственные качества. Так, изучая определение «Семья – это группа лиц, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство», нужно стараться формировать у учащихся представление о том, какие ценности нужны для того, чтобы сохранить мир в семье. Говоря о семейных ценностях, мы особо выделяем среди них такие как:

взаимо

взаимо

выручка

выручка

понимание

понимание

ответственность

ответственность

любовь

любовь

уважение

уважение

согласие

согласие

Подвести к этим качествам можно с помощью устного народного творчества, например, пословиц. После того, как все качества и ценности обговорены, рассмотрены на примерах, главное – подвести учащихся к выводу, что они должны быть взаимны, потому что нельзя только отдавать, но нужно и получать.

Особое внимание на уроках обществознания уделяется изучению этики семейных отношений. На уроках мы говорим о моральных качествах членов семьи, обсуждаем распределение ролей в семье, модели и стили воспитания. Для этого используются задания:

Подбери качества для членов семьи;

Найди качества, необходимые для выполнения …;

Выбери слова, относящиеся к …;

Найти лишнее качество для …;

Собрать фразу;



Собрать пословицу;

Пять ласковых слов;

Определить произведение по отрывку;

Устами младенца;

Составление кластера;

Корзина ценностей;

Составление устава семьи с помощью ключевых слов.

Самое главное правило: не нужно брать большой объем материала для урока и пытаться галопом его проскакать, потому что урок длится всего 40 минут, а успеть нужно всё, лучше взять меньший объем нового материала, но изучить его всесторонне, используя различные коррекционные задания, при этом опираясь на межпредметные связи и уже имеющийся социальный опыт учащихся. Хороший результат дает использование текстов, отрывков текстов из произведений русской литературы, устного народного творчества, притчи.

Итогом изучения тем, касающихся семьи, может стать составление группового синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное, в данном случае – семья. Это и есть тема синквейна.

На второй – пишется два прилагательных, раскрывающих его тему.

На третьей – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой – размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

Конечно, данная методика сложна для коррекционной школы, но учащиеся первой группы с помощью учителя вполне с ней справляются.

При формировании семейных ценностей хороший результат дает использование сюжетно-ролевых игр, просмотр фрагментов мультипликационных и видеофильмов, их последующее обсуждение.

Главную мысль всего раздела «Семья» можно вывести после изучения притчи.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Таким образом, главным в формировании семейных ценностей, я считаю, является процесс формирования у учащихся представления о семье как о месте, где тебя любят, понимают, ценят.





Источники:

http://school7pregrad.edusite.ru/p59aa1.html

http://metodisty.ru/m/gnews/group/7/news/duhovno-nravstvennoe_vospitanie_uchachihsya_na_urokah_istorii_i_obchestvoznaniya/

http://900igr.net/zip/obschestvoznanie/Semejnye-tsennosti.html

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5241-semya-i-semeynye-cennosti.html