Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием р

Светлана Геннадьевна Криницкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» (МБОУ «СОШ №1»), г.Бийск, Россия.

Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.

Для школьного обучения наиболее актуальной является проблема нарушений связной речи у школьников. Связная речь характеризуется развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (т.е. заранее определен план всего высказывания в целом, подобран языковой материал). Это возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии говорящего.

Школьники с нерезко выраженным общим недоразвитием речи испытывают стойкие трудности в построении связного высказывания. Однако они могут излагать свои мысли в пределах близкой им тематики. В ситуации, требующей продуцированных связных высказываний (доказательство, рассуждение, обобщение, пересказ и т.д.), они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений, т.е. в продуктивной письменной речи.

Различные исследования в области недоразвития речи ( Хватцев М.Е., Левина Р.Е., Лурия А.Р, Чиркина Г.В.Спирова Л.Ф.и др.)доказывают тесную связь между устной и письменной речью, основным моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня владения устной речью.

Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом важно учить распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний. Для формирования указанных умений должна быть предусмотрена система специальных упражнений.

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. На данном этапе учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. На первых порах можно использовать упражнения на составление связного высказывания по вопросам. При этом важно научить детей подбирать синонимы к словам, чтобы избежать повтора слов в предложениях.

Упражнение 1. Прочитать предложение и выбрать слово-заменитель так, чтобы смысл высказывания не изменился.

На берегу озера раскинулся ( раскрылся, разбился, расположился) летний лагерь. Пингвины с интересом осматривали ( осмеивали, разглядывали, разгружали) палатку полярников. Гибкие ветви берез густо (часто, грустно, обильно) покрыты смолистыми почками.

Упражнение 2. Составление описания животного.

Вопросы ( и заготовки для ответов):

Название частей тела (Тело_____состоит из ____). Называние частей головы (На голове ____ есть _____). Чем покрыто тело? (Тело покрыто ____). Есть ли хвост? ( У ____ есть хвост. Или У ____нет хвоста.) К каким животным относится? ( ____относится к ____ животным). Где живет? (____живет ____). Какую пользу людям приносит? Или не приносит? ( ____).

Подбор синонимов и слов-заменителей: Заяц- он, косой, беляк, трусишка. Лиса – она, лисица, плутовка. И т.д.

В дальнейшем возможно использование моделирования ситуации , в ходе которого дети выделяют главные смыслообразующие элементы высказывания, устанавливаются необходимые связи и зависимости между ними в тексте (линейный и разветвляющийся алгоритмы).

Упражнение 3. После прочтения русской народной сказки «Царевна-лягушка» заполнить линейный алгоритм (цепочку последовательных шагов) для определения факта местонахождения предмета.

Смерть Кащея: _____-______-_____-_____-_____-_____.

(Ответ: Смерть Кащея: на конце иглы – игла в яйце –яйцо в утке -утка в зайце – заяц в сундуке – сундук на дубу ).

Упражнение 4. После прочтения сказки «Гуси-лебеди» заполнить разветвляющийся алгоритм, для которого выбраны краткие предложения, отражающие смысл содержания текста. Таким образом, получается сокращенный вариант второй половины сказки.

«Бежит молочная река — кисельные берега. Девочка просит речку спрятать их. Речка:

Не спрячет их ( и гуси-лебеди поймают);

Спрячет под бережком ( и гуси-лебеди пролетят)

Стоит яблоня. Девочка просит яблоню спрятать их. Яблоня:

Не спрячет (и гуси-лебеди поймают);

Спрячет под листьями (и гуси-лебеди пролетят)

Стоит печка. Девочка просит печку спрятать их. Печка:

Не спрячет их ( и гуси-лебеди поймают);

Спрячет ( и гуси-лебеди ни с чем улетят).

Дети возвращаются домой.»



Следующая группа заданий направлена на передачу содержание текста кратко и обобщенно. В этом помогает прием сжатия (сокращения ) материала. Таким образом в предложенном тексте нужно исключить слова, не отражающие основного содержания, а являющиеся изобразительно-выразительными и уточняющими его средствами.

Упражнение 5. Прочитать текст Е.И.Чарушина «Крокодил» и выполнить задание:

«Лежит крокодил в теплой воде на самом солнцепеке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнет. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь. Лежит крокодил в воде у самого берега, ждет добычу. Придет зебра или антилопа к реке воды напиться – он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибет с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.» ( Чарушин Е.И.Моя первая зоология. М.: Детская литература, 1971, с.18).

Из текста вычеркнуть как можно больше слов, но так, чтобы смысл не изменился. Записать получившийся короткий текст.

Для того, чтобы проверить уровень понимания прочитанного, можно использовать задания репродуктивного характера, направленные на выявление основных элементов содержания текста. Эти задания предложены в следующих упражнениях:

Упражнение 6. Прочитать текст «Храбрый утенок» и заполнить анкету, выбрав правильный ответ.

«Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.

Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят».Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать. Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

-Ну и храбрецы! — сказал он.— Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

-Ты хвастаешь,— сказали утята.— Завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

-Ну, смотрите,— сказал смелый Алёша,— сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку. Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.» ( по Житкову Б.Н.)

Анкета. Выбери правильный ответ. Отметь его галочкой.



Где ставила хозяйка тарелку с едой для утят? ( у крыльца; у куста; за домом)

Кто пугал утят? (коза; стрекоза; собака)

Как звали храброго утенка? (Петя; Алеша; Илюша)

Как он расправился со стрекозой? (укусил за крыло; схватил за крыло; схватил за хвост)

Упражнение 7. Вспомнить и рассказать историю про храброго утенка (см. упражнение 6). Поможет в этом план, но последовательность его пунктов нарушена. Нужно расставить цифры так, чтобы пункты плана шли в правильной последовательности.



( Прилет стрекозы. Маленький гость. Заботливая хозяйка. Расправа над стрекозой. Благодарность утят).

Упражнение 8. Прочитать предложение и закончить его, подставив нужное слово:

Утята хотели убежать, но Алеша…( им говорит; не убежал; не испугался).

Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала (стрекотать; кружиться над ними; есть из тарелки). И т.д.

Данное упражнение помогает учащимся составлять предложение с опорой на готовое начало, приучает их размышлять перед ответом, искать факты и доказательства (в языковой форме), подтверждающие истинный смысл высказывания.

Приведенные выше задания являются для школьников с общим речевым недоразвитием стимулом к овладению элементарными формами самостоятельной письменной речи, так как содержание упражнений вызывает интерес у данной категории детей. Кроме того, дети учатся осознанно строить речевое высказывание, самостоятельно подбирать языковые средства для оформления своей мысли, что играет огромную роль в успешном освоении ими общеобразовательной программы.

Список литературы.

Спирова Л.Ф, Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1985. -144с.

Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей /Е.Н.Российская. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с.

Авторская карточка.

Криницкая Светлана Геннадьевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», учитель-логопед.

Улица Короткая, дом 16, с.Малоугренево, Бийский район, Алтайский край, 659354, Россия.

Тел. (сот.) — 8 905 925 28 23

Электронная почта: [email protected]