Формирование рынка образовательных услуг в России

Формирование рынка образовательных услуг в России

 В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Остановимся подробно на каждом этапе формирования образовательных услуг.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы.  Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свое функционирование государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР. В доказательство можно привести такие примеры как

высокая оценка наших специалистов за рубежом, выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований и мощное развитие точных наук.

Из-за распада СССР возник ряд проблем образования. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

 Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Но такие условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Таким образом, можно выделить этапы формирования рынка образовательных услуг. В качестве границ этапов начать с 1985 года — установление рыночных отношений в стране, который длился до 1996 года — зарождение частного сектора в образовании. Вторым этапом период 1997 – 2006 годы расширение границ негосударственного сектора в образовании в виду высокой потребности территорий в специалистах экономических и юридических специальностей. Причиной начала третьего этапа (2007 год) в развитии профессионального образования являются возникшие потребности в специалистах естественно-научных и технических специальностей.

Первый этап – становление рынка длился с 1985 по 1996 годы. За этот период сформировался российский рынок образовательных услуг. Развитие рынка осуществлялось за счет платного приема в государственные учреждения профессионального образования. Дефицит бюджета страны и снижение государственных расходов на образование расширило платный сектор услуг. Существенно изменилась структура подготовки по уровням образования и в разрезе специальностей. В связи с развитием рыночных отношений увеличилась потребность в экономистах и юристах, банкротство российских предприятий снизило потребность в специалистах технических специальностей с высшим и средним профессиональным образованием. Интеллектуальная собственность страны за данный период сократилась из-за низких государственных инвестиционных вложений в образование, инновационную сферу, фундаментальную и прикладную науку.

Второй этап — прогрессирование рынка наступил в 1997 году и продлился до 2006 года. В этот период значительно расширился сектор образования в стране за счет частных учебных заведении и филиалов вузов, увеличился платный сектор образования, появились новые формы собственности в образовании — некоммерческие организации, новые формы финансирования: образовательный кредит, образовательные ваучеры, гранты, возросла потребность в специалистах естественных и технических наук. Деятельность государственных органов в управлении образованием и принятие законов и программ по его модернизации стали неким началом для реформирования образования и выхода на международный образовательный рынок. Участие российской высшей школы в Болонском процессе и переход на двухуровневую систему образования, «конвертируемость» диплома на международном рынке, доступ на российское образовательное пространство филиалов учебных заведений других стран — все это является результатом совместной работы организационных структур в секторе образования и государственных органов управления.

Третий этап — стабилизация рынка, начался в 2007 году. Данный период характеризуется появлением новых форм образовательных учреждений (федеральные университеты, исследовательские университеты).

В последнее время во главу угла ставится учащийся и его потребности в образовании. К учащемуся теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за ученика (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг.

Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно   обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы  неизбежно проникают в наше образовательное пространство.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть образование к качественно новому витку развития.

В настоящее время также нужно использовать более современные способы анализа рынка образовательных услуг для внедрения эффективных форм управления образовательным учреждением, то есть заниматься инновационной деятельностью в сфере образования. Инновационная деятельность осуществляется непосредственно учебным заведением и зависит от развития его инновационного потенциала. Инновации связаны с внедрением новых технологий, а также методов и способов обучения в образовательный процесс, что даст результат творческой деятельности, реализации новых идей и знаний с целью их практического использования. Инновационная деятельность в сфере образования также побуждает изучать спрос на образовательную услугу, развивать маркетинговые исследования и использовать современные приемы управления финансами. Маркетинговая инновационная деятельность в образовательной сфере предполагает применение различных направлений анализа рынка образовательных услуг, управление планированием, спросом, установлением цен, организацией продвижения и сбытом инновации. Уровень исследований и зарождений инноваций в образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе и от развития зарубежных образовательных рынков. Для получения новых научно-технических результатов требуется разработка и внедрение в области образования современных форм международного сотрудничества, развитие научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры. Интеграция в мировые инновационные процессы осуществляется при наличии развитой научно-технологической базы и высококвалифицированных специалистов.

Государство России не стоит на месте, а разрабатывает и внедряет различные рыночные механизмы, которые регулируют инновационные процессы в сфере образования. К методам регулирования можно отнести создание благоприятного инновационного климата в области образования, вознаграждение образовательных учреждений, ориентированных на инновационную деятельность, формирование положительного имиджа и престижа российского образования и науки, а также бюджетное финансирование научной и образовательной сферы (формирование государственных заказов, субсидирование и предоставление грантов). На развитие образования в России в 2011–2015 годах выделено 137 миллиардов рублей: из федерального бюджета – 53 миллиардов рублей, бюджетов субъектов РФ – 67 миллиардов рублей, внебюджетных источников – 17 миллиардов рублей. Основная часть данных средств будет направлена на обновление материально-технической базы федеральных университетов, оказание поддержки талантливой молодежи и на разработку и обновление программ профессионального обучения, по востребованным на рынке специальностям, а именно на подготовку специалистов в области ядерной технологии, фармацевтики и энергоэффективности.

Разработка, внедрение и использование инноваций в различных сферах деятельности зависит от развития маркетинга инноваций в образовательной сфере. Внедрение инноваций в сферу образования и проведение маркетинговой деятельности с целью развития научно-исследовательского потенциала страны оказывает влияние на международное разделение труда, безопасность государства и инвестиционную привлекательность.