Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Зуева Татьяна Михайловна

МОУ Сапоговская СОШ

Учитель коррекционного класса

2 кв. категория

Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Особенностью психического развития детей с нарушением интеллекта является нарушение речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Дети к началу школьного обучения имеют скудный словарный запас, не знают название некоторых, часто встречающихся предметов, в речи отсутствуют обобщающие слова. Учащиеся не понимают и не используют в речи приставочные глаголы, не употребляют прилагательные.

У детей с нарушением интеллекта проявляются нарушения грамматического строя речи, неумение согласовывать существительные с другими частями речи. Испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов. Детей с нарушением интеллекта слабо развита связная речь. Они не могут связно высказаться, при пересказе пропускают смысл, не понимают причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Речь монотонна и маловыразительна.

В современном мире очень сложно найти свою социальную нишу обычному человеку, а тем более человеку с нарушениями в интеллектуальном развитии. Поэтому одной из главных задач, которую должен решить учитель, обучающий таких детей, является формирование навыков и умений коммуникативного общения детей. Решение этой задачи предполагает формирование речевой деятельности, обеспечивающей школьникам с нарушением интеллекта более успешную адаптацию.

За прошедшие три года была создана система работы, ориентированная на комплексный характер развития всех сторон речи:

1 год обучения:

-снятие «режима молчания».

-формирование потребности в общении.

-развитие мотивации связного устного высказывания на основе постоянного включения в работу различных операций высших психических функций (мышления, памяти, внимания).

2 год обучения:

Работа над словом:

-Расширение диапазона лексических групп,

-формирование умения точного отбора слов,

-развитие основ описания предмета.

3 год обучения:

Развитие навыков и умений связного устного высказывания.

Формирование коммуникативных функций речи: диалога и монолога.

4 год обучения

Развитие связной диалогической и монологической речи.

Стержневой работой всего обучения является работа по коррекции и развитию высших психических функций, на основе которой и формируется речевая деятельность.

Работая над темой речевого развития, изучая специальную литературу, я остановилась на следующих коррекционных технологиях, которые могли помочь добиться определенных результатов:

Психолого-педагогическая коррекция: Сказкотерапия, игровая технология, абстрактная наглядность (таблицы, схемы, условные рисунки, изографы, меловой рисунок).



Логопедическая коррекция: речевая гимнастика.

Здоровье – сберегающая коррекция: технология Базарного; пальчиковый игротренинг; релаксация.

Результаты работы над темой:

Параметры исследования

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

1

Участие в беседе (полные ответы на вопросы)

20%

20%

60%

-

10%

20%

70%

-

5%

25%

60%

10%

2

Описание предмета

10

30

60



-

10

30

50

10

-

10

40

50

3

Составление рассказа

20

50

30

-

10

50



30

10

5

30

30

25

4

Пересказ прочитанного

20

60

20

-

20

45

30

5

10

20

40

25

6

Диалогическая и монологическая речь

70

30

-

-

60

35

15

-

45

45

10

-

Из полученных при анализе данных можно сделать следующие выводы:

В начале обучения более половины учащихся плохо владели или не владели совсем навыками полных ответов на вопросы, навыками описания предмета, составления рассказа, пересказа прочитанного, устной монологической речью. Систематическая работа над речевым развитием детей с применением новых коррекционных технологий способствовала расширению словарного запаса, кругозора, развитию мышления, внимания, памяти. К концу обучения в начальных классах только 5% учащихся не могут принимать участия в беседе, составлять самостоятельно рассказ без опоры. 10% детей затрудняются в пересказе прочитанного. Просматривается положительная динамика развития речи: 50% учащихся могут описать предмет, 25% детей хорошо владеют составления рассказа пересказа и пересказа.

В работе над темой речевого развития столкнулась со сложностями в работе над диалогической и монологической речью. В перспективе планирую именно это направление.

Литература:

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов.-М,,1970

Кобзарева Л.Г., Резунова М.Н,. Юшина Г.Н Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения ТЦ «Учитель» 2001г.

Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников.-Л.,1988

Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах М,, «Владос» 2001