Формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения

Формирование речевого общения на уроках

предметно-практического обучения.

Предметно – практическое обучение – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

В задачу этого нового учебного предмета входит планомерное развитие мышления, формирование «житейских понятий», создание условий для формирования речевого общения глухих школьников, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.

Детям нравится этот предмет..

Трудности возникли в том, что в 2 классе дети работают над более сложными изделиями, и должны иметь достаточно богатый речевой материал, необходимый для

этого урока. И мы пока учимся планировать свою работу, писать заявки, считать сколько потрачено времени на выполнение того или иного пункта плана. Но то, что это очень важный предмет для обучения и развития глухих детей нам всем учителям начальных

классов стало ясно с первых уроков. Именно на этом уроке возникают естественные

ситуации для словесного общения с учителем и друг с другом.

Школьники учатся работать не молча, а постоянно сообщать о проделанной работе.

По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.

Например: « У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста».

Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру. Конечно с первых уроков не получается общение с учителем и между собой,

потому что дети не располагают необходимыми речевыми средствами. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: нужно попросить для работы



ножницы или пластилин, что нужно отчитаться о проделанной работе, попросить разрешение продолжать работу. Здесь очень важно поддерживать всякие проявления речевых действий, и создавать преднамеренные ситуации, которые влекут за собой речь детей.

На уроках ППО школьники учатся ведению диалога.

Например, при шитье снеговика на уроке возник такой диалог.



-М.В. Я не умею вдевать нитку в иголку.

- Пожалуйста, попроси Сашу.

-Саша, вдень, пожалуйста, нитку в иголку.

- На, возьми.

- Спасибо.

Конечно, этот диалог помогает организовать учитель. Речевой материал, необходимый для общения детей между собой или с учителем записан на доске или на табличках. Важно , что школьники учатся применять его в естественных условиях, не отвлечѐнно и бездумно, а в нужной ситуации.

На уроках ППО дети узнают названия новых предметов, объектов, которые собираются изготовить, материалов, инструментов, действий, качеств, различные типы фраз.

Весь речевой материал усваивается в действии и тем самым лучше запоминается. Часто сама ситуация подсказывает детям значение новых слов.

При изготовлении аппликации «Клумба» дети несколько раз проговаривали словарь, необходимый для урока. Мы рассматривали картинки. Узнавали и называли цветы, растущие на клумбе, изучали крупы, красили их потом планировали работу, потом приклеивали, каждый свой цветок, потом записывали в тетрадь, кто что и из чего делал. проверяли друг у друга. Наконец рассказывали о проделанной работе. Мы

сделали аппликацию «Клумба». Я приклеивал тюльпан из …. Матвей приклеивал ….. и т. д. Затем эта работа продолжиться на уроках ОЗМ. Очень важна связь ППО с другими

предметами. ( математикой и грамматикой).



Таким образом, уроки ППО являются важными в общей работе по формированию у глухих школьников речи. На уроках ППО создаются условия для воспитания у

не слышащих детей потребности в речи.