Формирование проблемных ситуаций на уроках истории

Формирование проблемных ситуаций на уроках истории

Вызовы современной эпохи, характеризующейся переходом от индустриального общества к информационному и усилением нестабильности и неопределённости во всех сферах жизни, поставили образовательную систему перед необходимостью перестроить систему подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Перед школой теперь стоит задача не только и не столько дать ученику знания, сколько научить его ориентироваться и не потеряться в колоссальных и возрастающих с каждым днём потоках информации, научить его оценивать зачастую противоположные точки зрения, решать сложные мировоззренческие и нравственные проблемы. Решению этой задачи служит использование технологии проблемного обучения. Согласно Н.Г. Дайри, обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения». Как отмечал Д. Дьюи, «только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [ученик] действительно думает».





На уроках истории я использую несколько вариантов создания проблемных ситуаций. Первый из них заключается в постановке в начале урока, перед изучением нового материала, интересных и неожиданных вопросов, характеризующихся ситуацией противоречия. В ходе изучения нового материала ученики ищут ответы на данные вопросы и формулируют их в конце урока. Например, при изучении в 8 классе темы «Крымская война» ученикам предлагается следующий вопрос: «Почему Россия, одна победившая в 1812 г. Наполеона и освободившая от его диктата Европу, через 40 лет оказалась в состоянии конфликта со всей Европой?». С этим вопросом может быть связан и другой вопрос: «Почему в 1827 г. Россия, Англия и Франция совместно разгромили турецкий флот в Наваринской битве, а в 1854 г. Англия, Франция и Османская империя уже совместно выступили против России?». При изучении темы «Общественное движение в России в 60-х гг. XIX в.» ученикам предлагался такой вопрос: «Почему освобождение крестьян привело не к ослаблению, а к усилению общественного движения, направленного против официальной власти?». При изучении темы «Общественное движение в России в 70-х гг. XIX в.» был предложен вопрос «Почему Царь-Освободитель Александр II превратился в главную мишень для русских террористов спустя 20 лет после освобождения крестьян?».

Другой приём создания проблемных ситуаций заключается в создании ситуации несоответствия новых фактов наличным знаниям учеников. Например, постановка при изучении темы «Земская, городская и судебная реформы» вопроса «Почему отмена крепостного права вызвала необходимость реформирования системы управления и суда по всей России?», т.к. с точки зрения здравого смысла связь между крепостным правом, с одной стороны, и организацией управления и суда, с другой стороны, не очевидна.

Кроме того, можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических явлений и событий. Например, при изучении в 5 классе темы «Боги древних греков», учащимся был предложен вопрос: «Что объединяет всех древнегреческих богов и лежит в основе религии древних греков?». Ученики дали ответ, что всех богов объединяет то, что они олицетворяют определённые силы природы, и тем самым в основе древнегреческой религии лежит сакрализация природы.

Как мы видим, использование технологии проблемного обучения учит детей искать самостоятельные ответы на поставленные вопросы. Тем самым школьники приобщаются к культуре мышления и к таким его важнейшим характеристика как открытость, креативность и альтернативность.