Формирование правовой культуры — как один из способов профилактики безнадзорности и пра

Формирование правовой культуры — как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Последние годы в России, как и во всем мире, особое внимание уделяется соблюдению прав детей. Одной из важнейших задач является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в данном направлении занимает деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с нормативными документами, в которых зафиксированы основные права детей.

Формирование правовых знаний, законопослушного поведения и толерантности, чувства ответственности за свои поступки – залог успешного воспитания подрастающего поколения, а, следовательно, успешной социализации в обществе.

Правовая грамотность – это не только обладание юридическими знаниями, но и умение правильно использовать их в жизни. Поэтому при организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними необходимо подбирать такие методы работы, которые позволяли бы в интересной, увлекательной форме не только освоить материал, но и расширить социокультурный опыт детей, апробировать модели поведения детей в школе, на улице, в семье в случаях нарушениях их прав, ущемления интересов.

Разработанная мной программа «Мое светлое будущее» носит информационно-просветительский характер, рассчитана на проведение профилактических мероприятий среди детей младшего школьного возраста.

Программа реализуется на базе образовательных учреждений, что позволяет улучшить взаимодействие социальной службы и образовательных учреждений в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расширить социальное партнерство.

Цель программы: формирование правовой культуры младших школьников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

При разработке и реализации программы мной были поставлены следующие задачи:

- сформировать и углубить знания несовершеннолетних в области их прав и обязанностей;

- научить несовершеннолетних применять полученные знания в жизненных ситуациях;

- сформировать у подростков навыки, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него, с целью предупреждения правонарушения;

- оказать необходимую и своевременную воспитательную, психологическую и социальную помощь нуждающимся в ней детям;

- информировать детей и родителей о функциях и методах работы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе.

Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам.

Поэтому, в рамках программы, проводятся не только лекции и беседы с детьми и родителями, но и, с целью закрепления полученной информации и расширения социокультурного опыта школьников, специалистами используется наиболее актуальная методика – игровая деятельность по заданной теме.

В целом программа включает в себя следующие формы работы:

- лекторий;

- беседы с несовершеннолетними;

- индивидуальные консультации;

- игры;

- конкурсы;

- просмотр видеороликов и слайдов;

- анкетирование;

- тестирование, опрос;

- информационно-профилактическая деятельность (изготовление и распространение буклетов, календарей);

- обсуждение.

Первым этапом реализации программы является анализ и обобщение опыта, полученного в ходе работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними, посещающими отделение диагностики и социальной реабилитации МКУСОН ЦСПСиД «Елена», взаимодействие с образовательными учреждениями (СОШ), педагогами 3-4 классов с целью определения целевой группы для реализации программы.

Далее осуществляется взаимодействие с классным руководителем класса, выбранного для реализации программы с целью определения организационных моментов (ознакомление с планом работы, согласование сроков реализации мероприятий) и взаимодействие со структурами системы профилактики безнадзорности и правонарушений с целью ознакомления родителей и несовершеннолетних детей с функциями и методами работы учреждений системы профилактики в городе Губкинский.

В практической части реализации данной программы осуществляется:

Информационно-профилактическая деятельность: изготовление и распространение буклетов среди несовершенных и их родителей.

Индивидуальное консультирование по запросу клиентов.

Проведение лектория для родителей, направленного на просвещение родителей по вопросам их прав, обязанностей и ответственности по отношению к своим детям. Лекторий включает в себя: изучение информационного материала, просмотр слайдов, видеоролика, обсуждение материалов, анкетирование родителей.

Проведение беседы с несовершеннолетними «Право и жизнь», направленной на формирование правовых знаний младших школьников.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно-правовой беседы с детьми, направленной на ознакомление детей с такими понятиями как право и закон, игру «Каждый имеет право», анкетирование несовершеннолетних, обсуждение заданной темы.

Проведение беседы с несовершеннолетними «От безответственности до преступления один шаг», создание целостного представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, обучение детей правилам поведения в общественных местах, соблюдению дисциплины и порядка.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской беседы, изучение таких понятий как «ответственность», «преступление», «правонарушение» и пр., решение кроссворда по заданной тематики, тестирование несовершеннолетних, обсуждение.

Проведение беседы с несовершеннолетними «Правила поведения в экстремальной ситуации», направленной на формирование знаний несовершеннолетних по правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Мероприятие включает в себя: проведение информационно – просветительской беседы, демонстрация и обсуждение иллюстрированного материала, проведение игры «Близкие, знакомые», обсуждение ситуаций (работа в группах).

Проведение правовой игры «Путешествие на планету «ЗиП», направленной на закрепление изученного материала по правам несовершеннолетних, развитие умений детей работать в группе.

Организация конкурса рисунков «Мое светлое будущие». По результатам конкурса оформление выставки детских работ, награждение участников.

Календарный план реализации программы прилагается (рис.№1).

На каждом этапе реализации программы с целью определения уровня полученных знаний, достижения поставленных задач проводится тестирование и анкетирование несовершеннолетних, по результатам которого строится работа в каждом последующем мероприятии программы.

В течение 2-х лет данная программа была реализована с тремя целевыми группами, в каждой из них был достигнут следующий результат:

- повысился уровень правовой грамотности несовершеннолетних;

- сформированы и закреплены знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях;

- сформированы и закреплены умения детей выходить из конфликтных ситуаций, способности к успешной социализации в обществе.

В среднем, по результатам анкетирования и тестирования, установлено, что у 30% несовершеннолетних повышается уровень правовых знаний (см. рис №2 диаграмма «Количество несовершеннолетних с баллом выше 6, из 12 возможных»). А, также, необходимо отметить, что ни один их несовершеннолетних, участвующих в программе в течение года не совершил ни одного правонарушения.

Следовательно, предупреждение правонарушений лежит, прежде всего, в процессе воспитания детей и подростков, в методически грамотном подходе специалистов, в умении применять в работе с детьми различные методы и формы, необходимые той или иной группе несовершеннолетних.