Формирование познавательного интереса учащихся специальной коррекционной школы VIII вид

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он засушенный

цветок».

Сухомлинский В. А.

Для многих учителей начальных классов, в том числе и для меня, урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее обучение.

Современной наукой установлено, что именно в первом классе дети наиболее «открыты», и не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Особенно это наблюдается у детей с проблемами в развитии. Дети данной группы приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих познавательный интерес, использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций, игровых драматизаций, моделирование реальных ситуаций. Для развития познавательного интереса учащихся в своей практике использую нетрадиционные формы работы.

Подробно остановлюсь на нетрадиционных уроках. Нетрадиционные уроки в начальных классах занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. На таких уроках представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, мажорный тон, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.

Не всегда содержание материала темы может быть представлено в нетрадиционной форме.

Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

Все содержание учебного предмета не может быть представлено в нетрадиционной форме.

Цели, решаемые на данных уроках:

Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта.

Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому материалу на уроках.

Воспитание самостоятельности.

На нетрадиционных уроках создаются условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии и т. д. Учитель выступает не только как главное действующее лицо, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства его представления совершенно необычны. По моему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Хочу выделить «ключевые» моменты, которые помогают мне создать увлекательный урок. Но, чтобы они принесли пользу, надо знать, в какой клеточке урока, что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным.

Демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

Помогать в формулировании и уточнении целей и задач.

Организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, саморефлексию достигнутого и действий детей.

Не нарушать единство логической структуры урока.

Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

Я убеждена, что один из эффективных способов подготовки нестандартного урока – «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех частей. Но прежде, чем разобрать, нужно определиться в том, что принимается за главное.

Выбрать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из большого количества информации мне помогает следующая классификация уроков на нетрадиционной основе.

Классификация.

Основания

Цели

Формы

Измененные способы организации

Развитие осмысленного отношения к знаниям

Защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча

Опора на фантазию

Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала

Урок – сказка, урок – творчество, уроки изобретательства, урок – отчет, «удивительное – рядом», урок – сюрприз, урок – подарок от Хоттабыча

Имитация каких-либо занятий или видов работ

Расширение кругозора

Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое, путешествие по стране, поездка на поезде и т. д.

Состязательно-игровая основа

Стимулирование познавательного интереса

Урок – игра, урок – КВН, «Что? где? когда?», урок – эстафета, конкурс, соревнование, урок – журнал, урок – викторина

Трансформация стандартных способов организации

Развитие нестандартных умений учебной работы

Парный опрос, экспресс-опрос, урок – экзамен

Аналогия с организованными событиями

Приобщение к активным формам внешкольной жизни.

Урок – аукцион, урок – футбольный матч, урок – кроссворд, урок – памятка

Оригинальная организация учебного процесса

Становление способностей к учебному обобщению, сопереживанию

Урок – дидактическая игра, урок – интервью, уроки с использованием активных форм общения, мозговая атака

Предложенные в таблице основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах.

Все цели в классификации направлены на учеников, но помогают мне организовать непрерывную учебную деятельность. Некоторые формы повторяют друг друга, но все они разные. Поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.

Понять главное в нетрадиционном уроке мне помогают следующие творческие принципы:

Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.

Поддержка альтернативности, множественности мнений.

Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

Использование оценки в качестве формирующего. (а не только результирующего) инструмента.

Помимо принципов весьма значительными считаю периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

Подготовительный период.

В нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляю только я, то во втором случае в значительной степени задействованы дети. Они делятся на группы (экипажи, команды), получают определенные задания: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, викторин, изготовление дидактического материала и др.

Собственно урок.

1 этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставлю проблемы, выясняю степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаю ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитываю отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.



2 этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности.

3 этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, он как бы растворяется в каждом из предшествующих этапов. Считаю, что при анализе данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и общение учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Огромное разнообразие нетрадиционных уроков, использование учителями всевозможных методов и форм обучения вызвано большой свободой выбора так называемых парадигм образования.

Независимо от того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. То, что определяется как технологии индивидуальной и личностной поддержки, разработанные в зарубежных и отечественных исследованиях по гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман).

Индивидуальная поддержка – это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь. Здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки. используемые на уроке делятся на две группы:

1 группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общение.

2 группа средств предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа работы. Особую роль в индивидуальной поддержке имеют ситуации успеха, создание условий для самореализации личности, повышение статуса ученика, значительность его личных достижений в решении общих задач. Стараюсь на уроках поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. По моему мнению, не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя, свою робость, застенчивость, зависть к успехам других ребят, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ученика, его способность к саморегуляции.

Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном определении его интересов, целей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в своем развитии.

Вот некоторые рекомендации, которые могут быть использованы как основа настройки учителя на педагогическую поддержку при подготовке оргмомента урока.

С самого начала урока демонстрируйте детям свое полное доверие.

Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

Исходите из того, что у ученика есть внутренняя мотивация к учению.

Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Цели данного этапа: психологический настрой учащихся, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приведу примеры.

- Создадим хорошее дружелюбное настроение:

Улыбнитесь друг другу, садитесь!



- Ребята, вы хорошо отдохнули, набрались сил. Пожелайте себе успехов. Закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно.

- Я буду внимательным!

Я буду думать, думать, думать!

Буду догадлив, старателен!

Пожелайте и мне удачи, ведь мне нужно провести для вас интересный урок!

Девиз урока: «Ученику – удача, учителю – радость»

Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритмы позволяют лучше усваивать изучаемый материал.

В своей работе использую следующее рифмованное начало уроков:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок

Постараюсь все понять –

Буду грамотно писать.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день –

Всегда, везде, на занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,



Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «пять»

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

За работу, в добрый час!

И так, друзья, внимание –

Ведь прозвенел урок,

Садитесь поудобней –

Начнем скорей урок!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Где играют дружно,

Считают умело

Там и сказке можно

Появиться смело.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке –

Книжка. ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

А теперь – аукцион,

Подведет итоги он

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

Начало урока:

с элементами театрализации;

с эпиграфа к уроку;

с высказываний выдающихся людей, относящихся к теме урока;

с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

Из классификации нестандартных уроков я выбрала для себя наиболее значимые основания: опора на фантазию, состязательно – игровая, имитационная, оригинальная организация учебного материала.

Игры, путешествия – это яркая, эмоциональная игровая форма работы. Она имеет свои отличительные особенности:

наличие карты игры – путешествия;

в карте игры – путешествия отмечаются все остановки, на которых предстоит побывать участникам путешествия;

определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети (самолет, ракета, велосипед, машина и т. д.);

перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальными заставками, игровыми конкурсами, стихами;

в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры (распределение ролей, форма или отдельные ее элементы);

путешествие обычно заканчивается в том же месте, откуда оно началось.

Игра – путешествие может включать в себя музыку, танцы, элементы театрализации, познавательные конкурсы и т.д.

Такой урок позволяет разнообразить виды работы, найти каждому ученику занятие по душе.

Кроме того, материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.

Тематика: В цирке, плывем в гости(к Робинзону, к Айболиту), в страну сказок, в страну Мульти-Пульти, путешествие на ковре – самолете, путешествие по городу Здоровейску, спасательная экспедиция, путешествие в страну Сочиняйка, путешествие в гости к Мудрой Книге, путешествие в страну Берендея, игра – марафон «Веселый поезд» и другие.

Методика проведения нетрадиционных уроков в начальных классах в основном зависит от творческого подхода учителя.

На опыте убедилась, что данные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.