Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания н

ОГСКОУ Астраханская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №1 VIII видa

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Важова Ольга Юрьевна

воспитатель ГПД

ОГСКОУ АСКОШ№1 VIII вида

Г. Астрахань

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудовые навыки.

В процессе творческих занятий дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность.

Изучение народного творчества, народных художественных промыслов и ремёсел – эффективное средство формирования у старшеклассников мотивов выбора профессии. Оно не только способствует развитию трудовых умений и навыков, но и играет большую роль в формировании нравственно-эстетических качеств личности обучающихся.

Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного и систематического формирования умений правильно воспринимать, понимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а так же развитие способности создавать красивое.

Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Взаимосвязь эстетического и этического благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.

Но стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с проблемами в воспитании и обучении значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников обучающихся в массовой школе.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы аномальных детей во многом осложняют решение эстетических задач. Согласно исследованиям И. М. Соловьёва, Е. М. Кудрявцевой отмечается значительное своеобразие восприятия аномальных детей. Оно характеризуется замедленным темпом со значительным сужением объёма воспринимаемого материала. В результате, восприятие и понимание окружающего мира оказывается упрощённым и нередко искажённым. Всё это накладывает значительный отпечаток на приём и переработку эстетических впечатлений.

Дети могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, например, к оперным ариям, спектаклям и музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья и т. п. Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребёнком реальный мир, расширяют его кругозор. Учат лучше видеть и понимать действительность.

Особая роль в эстетическом воспитании детей в коррекционной школе принадлежит занятиям музыкой, танцами, художественной и театральной деятельностью. Целью этих занятий является воспитание эстетических чувств обучающихся и развитие их творческих способностей.

Исследования С. М. Миловской показали, что в процессе занятий музыкой и творчеством у детей активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Занятия пением, сопровождаемые музыкой, а так же ритмичные движения под музыку дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку, вникать в её содержание, у них накапливается определённый запас музыкальных представлений, развивается воображение, появляется потребность выразить музыку через движение.

Известный психолог Б. М. Теплов утверждал: « Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика и танец, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».

Самыми доступными движениями являются естественные, или основные движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног. При помощи этих не сложных движений легко усваиваются на первых порах представления о танце, как о предмете музыкального цикла, тесно связанного с музыкой.

Воспринимая музыку, дети, прежде всего, учатся чувствовать её общий характер, улавливать её настроение. Музыка сообщает движениям определённый характер, придаёт им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление новых оттенков, влечет за собой изменение характера движений. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично; с различной амплитудой, силой, объёмом, степенью эмоциональной насыщенности. Потребность в танце обусловлена самой природой человека.

Занятия танцами в коррекционной школе имеют свою специфику. Исследования А.С. Лифица, А.И. Бурениной доказывают, что занятия танцами способствует психическому развитию аномальных детей, потому что двигательные упражнения, тренируют, прежде всего, мозг, подвижность нервных процессов. В тоже время движение под музыку является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию, поэтому благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Благодаря танцам, танцевальным играм возможно активное взаимодействие сверстников, а неформальная форма общения позволяет наиболее доступно и легко усваивать навыки взаимодействия с окружающими. Танец выступает как способ коммуникации и социальной адаптации, обучающихся в коррекционной школе.

Занятия художественной деятельностью создают основу для полноценного и содержательного общения аномальных детей между собой и со взрослыми, а в коллективной творческой деятельности формируются умения продуктивного взаимодействия детей и педагогов. При условии эффективного руководства у детей развиваются важнейшие для усвоения содержания школьного обучения психические процессы, формируются компоненты различных способностей, и не только художественные, но и интеллектуальные.

Английский исследователь Дж. Сели находил сходство между рисованием и овладением ребёнком речью: «Как в развитии речи, так и в рисовании дети открывают способы воспроизведения с помощью традиций и примеров (взрослых, более старших), перенимают у других манеру рисования и разговора». В. Штерн замечает, что изобразительное творчество детей, и их «словесное выдумывание» основывается на одних и тех же законах «сцепления фантазии», т. е. воображения. Обобщая исследования педагогов и психологов конца XX века по проблемам взаимодействия рисунка и слова, Н. А. Рыбников приходит к выводам, что рисунок предстаёт, как особый вид речи, с его помощью ребёнок пытается рассказать о предмете. Слово и рисунок отражает одни и те же степени обобщения, т. е. представляют результат деятельности одного и функционального уровня деятельности мозга.

Занятия художественной деятельностью развивают образное мышление, восприятие, воображение, память. Любая художественно-творческая деятельность основывается на психологических процессах, без развития которых её успешное осуществление становится невозможным.

Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание аномальных детей рассматривались исследователями в разных аспектах. Изучением содержания декоративной деятельности и созданием методики руководства декоративным рисованием, декоративной лепки и декоративной аппликацией занимались З. А. Богатеева, Е. И. Васильева, Ю. В. Максимов, Н. П. Саккулина и другие. В ходе исследования было установлено, что занятия этими видами творчества повышают эстетическую восприимчивость детей, развивают их творческие способности. В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для формирования у детей нравственных качеств: любви к родному краю, к Родине, уважение к творцам прекрасного. Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, формируется умение заполнять свободное время интересной и полезной деятельностью.

Овладение умениями и навыками в процессе декоративной деятельности и ручного труда в младших классах имеет большое значение для дальнейшей трудовой деятельности человека независимо от того, в какой сфере он будет работать (развивается глазомер, чёткость и полнота зрительных представлений, чувство цвета, ритма, умение планировать последовательность операций и т. д.)

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающие эмоциональной картине взрослых в самые значительные моменты их жизни. Детские души мгновенно доверчиво отзываются на волшебные слова: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Воображая себя сказочным персонажем, у ребёнка формируется целый ряд личностных свойств, таких, как справедливость, смелость, чувство юмора и др. Через театрализованную игру и работу воображения, происходит компенсация недостаточных реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Театрализованная деятельность способствует развитию высших психических функций, таких как память, внимание, мышление; помогают аномальному ребёнку усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.