Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности историч

Формирование навыков составления образной характеристики и

оценки деятельности исторической личности

«История – это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий – трагических, героических, анекдотических. Для того чтобы по-настоящему полюбить историю ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет…»

(К. Симонов)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Цели темы самообразования: Формировать навыки составления образной и обобщающей характеристики исторических деятелей. Аргументировано излагать сущность исторических явлений и вместе с тем воссоздавать образы событий и выдающихся исторических личностей.

Задачи темы:

1. Знать сущность исторических явлений и вместе с тем воссоздавать образы событий и выдающихся исторических личностей.

2. Формировать творческое мышление, умение анализа и обобщения на основе исторического материала. Научить способности критически анализировать прошлое и настоящее, умение делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

3. Развитие интереса к отечественной истории на примере углубленного изучения исторических личностей.

История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. В 80-е годы в нашей стране произошла уникальная ситуация: впервые в мировой истории произошло политическое, экономическое и идеологическое крушение тоталитарного общества без решающего воздействия извне и при фактическом отсутствии новой идеологии. Нынешнюю духовную ситуацию справедливо характеризуют как своеобразный идеологический вакуум, в котором сохраняется лишь потенциал критического восприятия любых рациональных мировоззренческих построений. Однако такое положение, как ни парадоксально, можно использовать с выгодой для исторического образования. Сегодня при изучении истории исключается ориентация на какую-либо идеологию и открывается пространство для развития критического исторического метода от передачи объективных ценностей от учителя к ученику. Возникает возможность не воспроизводить готовые интерпретации истории, а «создавать историю» вместе с учениками. Ученик в этом случае становится реальным субъектов процесса постижения истории.

Актуальность темы самообразования. Очень важно отметить, что сегодня на первый план и в теоретических трудах, и в школьной практике вполне закономерно выдвигается проблема гуманизации системы образования. Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее «очеловечивание». Познание истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация истории означает повышение внимания к историческим личностям и является основным принципом построения исторического образования в средней школе. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важным элементом предмета истории, причем наряду с положительными персонажами отрицательные тоже должны занять свое место в истории.

Интерес к проблеме «личности в истории» активизируется очень давно. Воссоздание на уроках истории живых, полнокровных образов имеют огромную воспитывающую силу. В курсе истории Отечества перед учащимися предстает плеяда выдающихся исторических деятелей: Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.В. Ломоносов и т.д. На своих уроках изучение выдающихся личностей я начинаю с того, что учащиеся знакомятся с «Памяткой для составления характеристики исторической личности»:

Имя исторического деятеля и годы жизни.

Краткая биография.

Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

Причины успеха или неуспеха исторической личности.

Историческая заслуга, вклад в историю развития государства.

Какие дела и поступки вызывают ваше уважение, а какие – неодобрение.

«Памятка» размещена в кабинете истории на стенде «Сегодня на уроке», но может и должна быть раздаточным материалом во время урока. При подготовке исторического портрета личности в старших классах (9-11 класс), такая «Памятка» помогает учащимся излагать материал последовательно и объективно. Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература, презентации.

В кабинете истории создана папка «Исторические личности», в которой собраны лучшие сообщения учащихся об исторических личностях. Накопленный материал используется на уроках при изучении определенной эпохи или подготовке презентаций.

В среднем звене используется другая форма изучения личности. Изучая тему «Образование Российской империи» в 7 классе дается характеристика Петра I. Учащимся предлагается составить тезисный план-характеристика. Учащиеся с интересом слушают рассказ о детстве Петра I, выделяют такие черты характера, как страсть к знаниям, любовь к труду, стремление научиться любому ремеслу, страсть к военному делу, что делает его непохожим на прочих русских царей. Вместе с тем показываются и другие стороны натуры Петра – необузданный нрав, жестокость по отношению к восставшим и т.д. Анализируя рассказ учителя, учащиеся записывают в тетрадь план-характеристику в виде тезисов. Популярностью пользуется и такой использованный прием, как включение в рассказ учителя исторических терминов, лозунгов, оборотов речи, присущих изучаемой эпохи. Сопоставление точек зрения историков и соотечественников исторического лица (характеристика Святослава). «Откуда есть пошла Русская земля» — «Почесть временных лет». «Применение на уроках высказываний историков и исторических личностей: «Он был… лишь испечен в польской печке, а замешен в Москве» (В.О. Ключевский о Лжедмитрии I) , «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, историю Мудрою» (Н.М. Карамзин), «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина. Мертвые сраму не имут!» (князь Святослав).

Изучая роль личности и оценку деятельности исторического лица можно использовать различные методы и формы обучения. В 5-8 классах при изучении стран или географических открытий удобно использовать форму урока – путешествие. Например, тема «Сибирь в XVIII веке». После вступительного слова учителя класс получает задание определить вклад В. Пояркова, Е.П. Хабарова, С.И. Дежнева в русскую историю. Для более успешной работы можно разбить учащихся на группы и при помощи карты и учебника учащиеся заполняют таблицу в тетради.

В старших классах удачной формой работы при изучении «Роли личности и оценки деятельности исторического лица» является урок-семинар. (Сценарий прилагается).

Повышенное внимание к личности в истории обусловило в современных условиях и интерес к тому, что окружает человека, к колориту эпохи. Сформировать представление учащихся об образе жизни людей в изучаемую эпоху помогают, например, использование историко-бытового материала. Его источником являются фольклор, исторический документ, мемуарная и художественная литература, изобразительное искусство, фотографии, аудио и видео материал. Зрительной опорой при изучении эпохи может явиться живописный, графический или скульптурный портрет. Обращая внимание учащихся на такие детали портрета, как изображение предметов быта, особенностей прически, костюма и т.п. можно в какой-то мере передать своеобразие исторического периода. Знание «действительных людей» каждой эпохи помогает понять как саму эпоху, так и роль в ней человека.

Оправдал себя, и прием нестандартного начала урока. Изучая тему «Эпоха дворцовых переворотов», можно обратиться к учащимся: «Вы видели художественный фильм С. Дружининой «Дворцовые перевороты?» Как вы думаете, с чего начинал свою работу сценарист и режиссер? Конечно с изучения эпохи. Вот и мы попробуем разобраться в политических событиях России XVIII в., т.е. изучить события, происходивших более 200 лет назад… Понять, что думали люди, во что верили…» Далее уместно обратиться к письменным историческим источникам или свидетельствах современников – людей XVIII в.

Хотелось сказать несколько слов о современных учебниках. Удачными учебниками являются «История России XIX в» Л.М. Ляшенко (8 кл), «История России с древних времен» А.Н. Сахарова (10 кл.), «История Древнего мира» Ф.А. Михайловский. В учебниках много исторических документов, свидетельств современников, что дает возможность учащимся углубить, уточнить и дополнить свои знания при работе с учебником (Автор Л.М. Ляшенко, XIX в., История России, 8 класс) в своем учебника в вопросах и заданиях в конце параграфа по каждому императору просит дать характеристику ему. Хорошая рубрика «Историческая разноголосица, или кто прав?» В рубрике проводится две точки зрения на образ императора – это дает возможность учащимся анализировать и сравнивать точки зрения, и делать вывод об образе Александра I.

Элективные курсы – это часть сложной композиции курсов для старшей школы. Элективные курсы дают возможность сформировать у ученика углубленное знание, научить ориентироваться в наиболее фундаментальных понятиях истории, приобрести способность действовать и понимать окружающий мир.

Главная задача элективного курса – анализ фактического материала, постановка собственного вопроса и попытка дать свой ответ, высказать свое мнение.

«Династия Романовых на Российском престоле» — тема моего элективного курса.

304 года правила Россией династия Романова. За это время возникло одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российская империя. Великой она была не только территорией и хозяйственным потенциалом, но, прежде всего, духовной мощью, культурой, наукой. Огромный вклад в этой уникальной цивилизации внесли представители рода Романовых. Долгое время о Романовых говорили негативно, учебники только лишь упоминали об императорах, наделяя их эпитетами: слабый и безвольный Михаил Федорович, глупая и необразованная Елизавета Петровна, лицемерная и развратная Екатерина II и т.д. Единственным из Романовых, кто снискал уважение – это Петр I. Сегодня идеологические установки исчезли, и благодарная память о Романовых постепенно возвращается к нам. Появилось много интересных работ о Романовых.

Мой интерес к этой теме возник после прочтения книги Пьера Жильяра «Император Николай II и его семья».

Программа элективного курса рассчитана на 30 часов и предлагает расширить знания учащихся по Отечественной истории – истории восхождения династии Романовых на престол, подробно освещает биографии царской фамилии и окружение царских особ. Сочетание материала урока с материалом элективного курса помогает учащимся лучше усвоить и раскрыть изучаемую тему, подробно ознакомиться с историко-биографической информацией, усвоить навыки работы с историческими документами и справочной литературой, анализировать и обобщать материалом, сопоставлять различные точки зрения.

Элективные курсы дают дополнительные возможности реализации принципа воспитывающего обучения за счет более глубокого знания истории, постижения общественных идей, отражающих нравственное воззрение народа, его традиций; больших возможностей индивидуализации и активизации обучения, раскрытие нравственных проблем изучаемого исторического периода; привлечения материала смежных наук, литературы, искусства, что расширяет возможности эстетического и этического воспитания учащихся.

Итогом изучения программы элективного курса является работа над рефератом, написание эссе, оформление презентаций.

МБОУ “Хандыгская средняя общеобразовательная школа

Томпонского района РС (Я)»

Тема:

«Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторического личности».

Выполнила: учитель истории и

обществознания МБОУ ХСОШ

Телегина Ольга Ивановна

Хандыга 2012