Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через прове

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

Колосова О.И., воспитатель интерната

Республика Хакасия

Муниципальное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 8 г.Саяногорска.

« Человеческое общение-

самая большая роскошь на свете»

Антуан де Сент Экзюпери.

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и ,следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводить к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение- важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценивание самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Для коррекционной школы-интерната, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.

В нашей школе-интернате № 8 г.Саяногорска в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и прогулках.

Экскурсии и прогулки воспитатели нашей школы планируют по следующим направлениям:

-физкультурно-оздоровительное;

-социализация и личностное ориентирование;

-эстетическое воспитание;

-нравственно-этическое воспитание.

Формы проведения могут быть самыми различными. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и различные экскурсии в учреждения города, и ориентирование на улицах города и т.д.

Дети много узнают об окружающем мире и учатся общению во время экскурсий и прогулок. При планировании прогулки педагог должен помнить, что цель прогулки должна быть очень ясной, а объем новых познаний у детей должен быть ограниченным.





Например: планируется прогулка «Мой друг- Светофор». Цель прогулки: познакомит ребят с работой сигналов светофора.

Целевые прогулки в интернатных группах нашей школы начинаются с ближайшего окружения: знакомство с пришкольной территорией, с соседними улицами и парком.

Содержание прогулок меняется сообразно временам года. Зимой дети наблюдают снег и снежинки, рисуют картины на снегу, весной смотрят, как тает снег, образуются ручьи, осенью наблюдают за изменением окраски листьев на деревьях и т.д. После окончания каждой прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что нового узнали.

Целевые прогулки учат детей взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, что очень актуально для интернатных групп нашей школы, т.к. состав детей в группах разновозрастной и старшие дети приучаются к заботе о младших, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти. Они очень полезны для развития речи и общения.

В ходе экскурсий и прогулок у детей с ограниченными возможностями здоровья уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире.

Например, во время проведения экскурсии в магазин «Ткани» ребятам было предложено самим выбрать нужную ткань для уроков труда и вежливо объяснить продавцу, что они хотели бы купит, затем расплатиться за покупку. Конечно, если дети испытывают затруднения при выполнении данного задания, то на помощь им приходит педагог. Во время проведения данной экскурсии младшие воспитанники внимательно наблюдают за действиями старших. То же самое задание дается воспитанникам при посещении отдела «Канцтовары», продуктовых магазинов, где ребята сами выбирают и покупают разные мелочи (тетради, ручки, сладости).

После проведения экскурсий в группе проводятся различные сюжетно-ролевые игры: «Поведение в транспорте», «Столовая», «Магазин» и т.д., где с детьми закрепляются знания и умения, полученные в ходе проведения экскурсий. Воспитанники, даже старшей возрастной группы, очень охотно принимают участие в, подобного рода, играх.

Прогулки и экскурсии способствуют:

-воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других, формированию потребности к общению;

-развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях;

-выработке у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.

Во время проведения прогулок и экскурсий педагог должен показать детям на простых и доступных их пониманию явлениях, что все окружающее нас пространство, все объекты в нем существующие, необходимы людям и надо научиться относиться к ним бережно, внимательно, с интересом.