Формирование юного музыканта

Формирование юного музыканта

Работа с учащимися

ДМШ №37

Преподаватель Алимова Е.В.

/ударные инструменты/

май 2013г.

В наше время в музыкальную школу приходят дети учиться по разным причинам:

— чтобы не болтаться на улице

— для развития и здоровья

— чтобы стать образованным человеком

— чтобы стать музыкантом (и это редкость)

и др.

Поэтому у детей разный подход к занятиям. Мне, как преподавателю, нужно дать каждому профессиональное образование, максимум знаний.

Начинаем мы со знакомства с музыкой, с разными её направлениями и, главное, со знакомства с ударными инструментами, с их историей. С каждым годом ударных инструментов становится всё больше.

Принцип моей работы таков:

Я объясняю сначала всё в целом, затем скрупулёзно отрабатываю какой-то отдельный момент (постановка рук, техническое упражнение, штрих, связка в музыкальном произведении и другое). Из года в год возвращаясь «к целому», «обобщённому», на каждом этапе отрабатываю свои сложности. И приходит время, через пять-семь лет (у каждого по-разному), когда ребёнок освоил весь материал, проработав каждый фрагмент тщательно. У каждого ученика на своём индивидуальном уровне.

Постоянно возвращаюсь к пройденному материалу, чтобы держать его в форме, совершенствовать технику и др.

Любые сложности делим на маленькие лёгкие части.

Затем составляем.

Чтобы заинтересовать ребёнка, надо привить любовь к предмету. Моя задача обогатить его духовный мир. Поэтому я базирую своё обучение на классической и народной музыке. Известные произведения учатся ими с большим интересом. Без знания корней нельзя идти вперёд. Даже если для меня этот материал уже сто раз пройден, то для моего ученика он нов и свеж. И если это шедевр, я хочу, чтобы он пропустил его через себя, «прожил его». Таким образом он станет на ступеньку выше, богаче духовно.

Постановка.

Над постановкой я работаю в течение всего обучения учащегося, так как на разных инструментах она различается (где-то больше, где-то меньше). В постановке участвует всё тело. Очень важна гибкость, быстрота движения, плавность движения. Корпус, ноги, руки – всё в теснейшей взаимосвязи. В основе всего – свобода движений.

Работа над простым ударом.

При работе над простым ударом обязательно участвуют разные поверхности (стул, стол, имитатор, барабан, ксилофон и др.). Например, очень долго мы отрабатываем удары на стуле на f. Для начала надо просто «поставить» этот удар. Так как отскока нет, руки становятся сильными, — идёт работа корпуса, плеча, предплечья (эффект хлыста). Пригодится при игре на литаврах, вибрафоне, ксилофоне, маримбе. На имитаторе подключаем кисти, пальцы. Используем на малом барабане, ударной установке, ксилофоне.

Для правшей – больше уделяем работе над левой рукой; для левшей – над правой.





Учимся слушать.

Работа над ровностью ритма и звука. Игра в разных нюансах. Великое множество технических упражнений: на переменные удары, «двойки», «тройки», шестнадцатые с акцентами, форшлаги, парадидлы, упражнения на координацию, дробь и др.

В основном требую извлекать звук из инструмента, но в современной музыке, например, в роке, маршевой музыке, часто требуется другое звукоизвлечение – игра в инструмент. Такое звукоизвлечение тоже имеет право быть.

Много приходится работать над звуком при игре на вибрафоне. Здесь важно уметь извлечь звук из инструмента, важно место на пластине, где звук наиболее глубок, важны палки, умение работать педалью (связка – руки, ноги). Особо приходится работать над штрихом «легато».

Маримба, маршевый барабан, ударная установка – это целые миры, которые требуют много времени для обретения навыков игры на них.

Работа над образом.

Если взять отдельное произведение, то кроме техники, мы работаем над образом, который задуман композитором или который представляем мы. Это очень интересно. Погружение в образ помогает ребёнку раскрыться, раскрепоститься, развивает и обогащает его, приносит радость понимания музыки. Понимание – зачем всё это? Зачем ребёнок отрабатывает, сдаёт бесконечные зачёты, учит наизусть. Конечная цель – сыграть слушателю, донести образ, показать, передать и поделиться им. Когда ставишь задачу создать образ, то ребёнок лучше чувствует себя на сцене, пропадает страх, волнение, даже хочется выступить.

Выступление на публике – это отдельная работа. Нужно ученика подготовить. Для этого хороши частые репетиции на сцене, полезно выступать ансамблем. Тогда и сольное выступление не так волнительно.

Полезно играть вместе с учителем, играть сразу двум – трём ученикам, так как появляется эффект соревновательности.

Важно вдохновить ученика. Для этого нужно посещать спектакли и концерты, конкурсы и другие мероприятия.

Если ребёнку надоело то или иное задание, важно вовремя заметить, и переключить его на что-то другое, новое или более лёгкое. В классе ударных инструментов переключить просто, так как задач и инструментов много.

Атмосфера в классе должна быть доброжелательной и дружной.

В заключение хочу упомянуть о трудностях с которыми сталкивается учитель и ученик класса ударных инструментов в современных условиях:

— за время обучения сложно обучить на всех ударных инструментах

— разные направления в музыке, которые требуют разные подходы, различные предметы

— оснащение классов инструментами (например, литавры, маримба)

— маленькие классы

— нехватка учебной литературы

Эти вопросы остаются открытыми, решать их нужно на более высоком уровне.

Моя задача — сформировать музыканта, который умеет достойно играть /соло и в ансамбле (оркестре)/, умеет слушать, понимает этот удивительный язык – язык музыки.