Формирование интереса обучающихся к урокам музыки

Вырубовский филиал

МБОУ «Никифоровская СОШ№1»

Никифоровского района

Тамбовской области

ДОКЛАД

«Формирование интереса к музыке у школьников».

Автор: Перепечина Надежда Васильевна –

учитель музыки

д. Вырубово, 2013г.

Формирование интереса к музыке у школьников.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, переживаний.

Большинство учащихся проявляют любопытство к урокам музыки. Перед уроком они с интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение послушать. Однако стремления глубже узнать что-то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь при-влекает занимательная сторона: достаточно ли весела песня, знакомая ли она.

Огромное значение имеют обобщающие уроки. Здесь используются различные формы, методы и приёмы обучения. Это уроки-концерты, путешествия, викторины, игры, соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, звуковые музыкальные кроссворды.

Использование различных видов деятельности на уроке вызывает интерес всего класса и каждого ученика в отдельности. Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников. В этом приходится много раз убеждаться при опросах ребят: «Почему ты любишь урок музыки? – Потому что мы там поём песни». В последние уроки четверти или года стоит больше времени отводить хоровому исполнению. Оно способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей. Школьникам интересны такие приёмы коллективного пения, как запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и др. Элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме, задания на активизацию слухового внимания, например: поднять руку при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Интересны и такие задания, как рисование образа на основе прослушанного произведения. Школьники с интересом передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках.

Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость, поэтому на уроках им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки, наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Конечно, действия детей могут быть ограничены условиями кабинета.



Детям интересно инсценирование песен, когда класс временно подразделяется на группы( гости и хозяева, ребята и эхо, зайцы и охотники), выполняя актёрские функции. Интересно пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы, которое воссоздаёт «пульс» музыкального произведения, его темп, ритм, динамики, высоты звучания. Так в песне «Весёлый музыкант» ребята покуплетно имитируют игру на музыкальных инструментах. А включение в урок музыки игру на настоящих детских музыкальных инструментах, всегда является «украшением» занятий. Добавление к голосам детей необычного тембового звучания привлекает внимание школьников. Используются в том числе инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности. Сначала идёт знакомство (название инструмента, способ игры, бережное отношение). Названия и все другие термины повторяются хоровым ответом по руке учителя. Обсуждается характер тембра инструмента в зависимости от способа игры. Например, если бубен встряхнуть, то звук звонкий, рассыпчатый, а если ударить кулаком по нём, то – глухой, низкий.



При знакомстве с музыкальными инструментами очень интересна игра «Узнай по звучанию». Показываются инструменты, демонстрируется их звучание, затем школьники закрывают глаза, и они на слух определяют какой инструмент прозвучал.



Одним из способов приобщения к музыке – это собственноручное изготовление детьми музыкальных инструментов. Для подражания маракасам в ход идут пустые банки из под кофе, стаканчики из под йогурта, сметаны, колпачки от флаконов, камешки, орешки, крупа. Для иргы на барабанах подойдут ведёрки из под майонеза, флейту Пана могут сымитировать трубочки от высохших фломастеров. Вот и загудел оркестр подчас в громком, зудящем многоголосном диссонансе. Это всё инструменты-однодневки, но от них и радость, и творчество.

Использование творческих заданий тоже заинтересовывает школьников. По итогам урока, четверти, года выполняются проверочные работы в форме викторин-тестов(выбрать правильный ответ), аудиовикторин (послушать и назвать автора произведения, фрагмент, жанр). Большой интерес вызывает решение интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвордов, простых и сложных кроссвордов. Правильно отгадавший кроссворд, может прочитать ключевое слово-подсказку (имя героя, название произведения, инструмент). Эти задания выполняются с удовольствием, и многие придумываются самими учащимися.

Очень хорошо развивают фантазию детей загадки. С их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество и ещё они содержат новые знания, например:

Сидит петух на воротах:

Косы по полу, голос до неба. (колокол)

И в избе, и а дворе соловей поёт. (петля и дверь)

Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (ноты)

Использование народных пословиц и загадок дополняет друг друга. Хотя в них слова «музыка» и «музыкант» явление редкое. Русский народ здесь «поёт», «сказывает», «играет», «ведёт», «тянет». Например: «Гусли – мысли мои, песня – думка моя», «Русский с горя поёт и с радости», «Какая жизнь, такие и песни», «От нужды волк лисой запел». Пословицы и поговорки можно использовать на уроках музыки как игру: то есть обучение и воспитание через развлечение. Каждое записанное изречение разрезается на 2 части, а затем необходимо быстро и правильно составить пословицу. Учащиеся не только с большим удовольствием и интересом выполняют эту работу на уроках, но и сами в качестве домашнего задания ищут пословицы и поговорки о музыкальной культуре в журналах и книгах, и даже сами изготавливают такие карточки.

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Изобретать и совершенствоваться – вот единственный курс творческой учительской жизни.