Формирование интелектуально -ориентированных интересов учащихся в учебной деятельности

Формирование

интеллектуально – ориентированных интересов учащихся

в учебной деятельности.

(21 февраля 2012г).

Дудкина О.Э. ГБОУ СОШ № 1987.

Образование без души опустошает душу.

В.П.Зинченко

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представиться: Дудкина О.Э. – учитель химии ГБОУ СОШ № 1987.

Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. На современном этапе развития образование должно, как считает академик В. Зинченко, «ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности».

К началу изучения курса химии у школьников уже имеется опыт учебной деятельности, начинается формирование интеллектуально — ориентированных интересов. Помочь им в этом – задача всех учителей. А преподавателя – химика – выявить подростков, склонных к глубокому изучению строения вещества, экспериментальной, исследовательской деятельности.

Однако радостное и заинтересованное познание веществ сменяется сначала тревогой, испугом непонимания; а затем часто: отторжением новых знаний.

Химический язык, химические символы и понятия – превращаются для некоторых учеников в неподъемный багаж уже к концу календарного года, а общение на уроке становится сложным.

Чтобы разорвать эту цепочку нужно искать пути для создания комфортной обстановки на уроке и ученика и учителя, но, безусловно, направляющая роль — принадлежит нам с вами: учителям.

Полное развитие вербальной культуры у большинства людей, по данным психологов, происходит к 22 годам, т.е. у значительной части учащихся 8-9 классов невербальный интеллект преобладает над вербальным. Этим, в частности, следует объяснить трудности в формировании таких предметных умений, как умение развернуто характеризовать изучаемые объекты и явления, делать выводы к лабораторным и практическим работам. Развитие вербально – коммуникативной культуры можно спровоцировать средствами адаптационно – развивающего общения.

Методическими основами этого является:

- работа с планами ответов, опорными словами, схемами и таблицами;

- обязательность постоянной интенсивной тренировки в устном применении химического языка;

- важность включения максимального количества учащихся в систематическое общение на химическом языке, хотя бы на репродуктивном уровне;

- постепенное введение в общий диалог, ведущийся на уроке, учащихся, испытывающих затруднения с речевой культурой.





Чтобы помочь детям в запоминании химических понятий можно использовать в качестве разминки на уроке «Химическое домино». Это карточки, каждая из которых содержит: определение понятия и само понятие. Пронумерована только карточка №1, остальные раздаются ученикам случайным образом. Первая карточка начинает и заканчивает повторение.

За время использования такого повторения для себя сделала выводы: карточек должно быть немного – максимум -15-18 (если класс слабый, лучше давать 1 карточку на двоих), и системность использования на уроке. Включение в материал карточек базовых понятий, позволяет их использовать в течение года, быть хорошим повторением в начале 9 класса. Еще считаю продуктивным использование «химического домино» при изучении органической химии, в 10 классе.

Еще одним приемом активизации познавательной деятельности учащихся является введение в структуру урока игрового момента: он снимает напряжение, обеспечивает случайность выбора задания, окрашивает работу разными красками. Речь идет о «Разноцветных кубиках».

Кубики разного цвета, что определяет уровень сложности задания: самый сложный – красный, затем – желтый и зеленый. На гранях записаны задания. Тематика может быть различной, например, УХР: просто уравниваем; составляем продукты реакции по валентности и уравниваем; предлагаем одно из необходимых исходных веществ.

Ученик сам выбирает цвет кубика, а подбрасывая его — определяет свое конкретное задание.

Такая работа может проводиться при закреплении пройденного материала, или на обобщении. По наблюдениям, чаще всего ученики предпочитают средний уровень сложности; при повторении и обобщении – уровень и грамотность выполненного задания влияют на оценку.

Однако цвет, как утверждают психологи, вызывает и подсознательные ассоциации: спокойствие, комфорт или наоборот – возбуждение и тревогу. С психологической точки зрения красный цвет выбирают люди с высокой активностью; зеленый – спокойные и уравновешенные; желтый – в большей мере привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Таким образом, использование цветовой палитры на уроке насыщает его красками, делает отличительным и запоминающимся, вносит элемент новизны в привычную структуру урока.

Приведенные выше примеры способствуют развитию интеллектуально – ориентированных интересов учащихся, создают комфортный микроклимат урока, приглашают к сотрудничеству. Происходит понимание личностной ценности знаний, развитие веры в себя, воспитание собственной положительной самооценки учащегося.

Использование различных методик и технологий, их выбор – прерогатива учителя: его внутренних мотиваций, умений и навыков.

Я желаю вам успеха на трудной и тернистой дороге развития, воспитания и обучения.

Большое спасибо за внимание!