Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Концепция образования нацеливает педагогов на воспитание личности, способной ориентироваться в современном обществе в условиях тесных международных связей, рыночной экономики и постоянной тенденции к изменчивости. Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Но для решения поставленных задач требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно–познавательных действий. Иными словами, нужны такие задания, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой – сохраняли бы «аутентичность» применения иностранного языка.

Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Уже несколько лет внедряю в образовательный процесс УМК «Enjoy English» М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева.

« Enjoy English» способен обеспечить комплексное решение задач, обозначенных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по иностранному языку, а именно:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, совершенствование обще учебных умений и навыков, включая умения взаимоконтроля и самоконтроля, умения поиска, выбора и переработки информации, умения вести диалог на английском языке, писать эссе и формирование навыков критического мышления;

- систематизация лингвистических и социокультурных знаний и их дальнейшее обогащение;

- формирование позитивных жизненных установок, воспитание качеств патриота и гражданина, развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; расширение общего кругозора учащихся.

Мною составлены рабочие программы по курсам данного УМК, преимуществом, которого является наличие всех компонентов: учебников, рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ, CD для занятий дома, дидактического материала для учащихся, методических пособий для учителя. На занятиях в качестве дополнительных информационных ресурсов использую видео и аудиозаписи.

Со второго класса формирую умение работать с различными источниками информации: словарями, справочниками, таким образом, уделяю внимание обогащению словарного запаса.

В своей работе я реализую личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Данный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике.

Основной принцип этого направления: в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Большое внимание уделяю планированию деятельности обучающихся на уроке.

Обучение английскому языку начинается со 2 класса. Начиная с первого урока, осуществляю отработку фонетики, заучивание максимально-возможного количества рифмовок, зарядок, считалок, песен. Грамматика и лексика также легко и прочно откладываются в памяти в виде рифмовок и песен. Обучение говорению также начинается с начальной школы. Учащиеся участвуют в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, поздравление), учатся расспрашивать собеседника, задавая вопросы, кратко рассказывать о себе.





На учебных занятиях я организую работу в малых группах. Благодаря этому появляется возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку, развития коммуникативных навыков, а, следовательно, и развитие устной речи учащихся. На своих уроках использую  в основном разнородно — однородные группы. Так,  например, при совершенствовании навыков иноязычного общения состав группы разнороден. Учитель старается, чтобы в каждой группе работал ученик с высоким уровнем  обученности, хорошо владеющий приемами работы с учебными текстами, умеющий  самостоятельно построить высказывания на их основе, проконтролировать других обучающихся и дать самооценку. Обычно такие учащиеся выполняют функцию дублера учителя.

Особо хочется отметить метод проектов, который введен в структуру уроков английского языка уже с начальной ступени обучения. Большой выбор проектов представлен в УМК«Enjoy English» М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. Учащиеся выбирают индивидуальные, парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью Метод проектов, является одним из способов формирования ключевых компетентностей школьников. Он позволяет не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь ими пользоваться для решения познавательных задач.

.

Значимое место в моей работе на уроке занимают информационно – коммуникационные технологии. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов

Как средство предъявления учащимся учебного материала применяю технологию презентаций. Она обеспечивает большую наглядность материала, повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию занятия.

С помощью мультимедийных приложений можно: успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности – письму, чтению, говорению, аудированию, переводу, достигается индивидуализация обучения, т.к. каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную скорость усвоения материала. Использование таких мультимедийных продуктов, как мультфильмыпомогает формировать, развивать, а в дальнейшем и совершенствовать социокультурную компетенцию. Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции школьников является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в процессе овладения коммуникативными навыками и благодаря которому младший школьник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Коммуникация имеет огромное значение в формировании, развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение младший школьник, приобретает все свои высшие способности и качества. Уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки у младших школьников.