Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Подготовила учитель

иностранного языка

Матвеева О.В.

Муром, 2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

Коммуникативная компетенция и ее составляющие.

Коммуникативная мотивация и ее значение при обучении иностранному языку.

Метод проектов как способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций.

Ролевая игра на уроке иностранного языка.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среди ключевых компетенций особое значение приобретают иностранные языки. Отмечается, что «иностранная грамотность» — это не только техника чтения на чужом языке, но вхождение в различные культуры, уважение их умений и достижений; это самоидентификации личности в культуре, чувство сопричастности более, чем к одному языковому и культурному сообществу. Эта компетенция способствует развитию целой серии персональных, социальных и профессиональных компетенций.

Придерживаясь требований образовательного стандарта, авторы современных УМК по английскому языку соблюдают приоритет коммуникативной цели обучения, понимая ее как обучение школьников общению в устной и письменной формах непосредственно и опосредованно (через книги, Интернет и т.п.). Но вместе с тем авторы понимают важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции у учащихся. Под информационной компетенцией авторы понимают умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной коммуникативной задачи. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Эта компетенция не может быть сформирована изолированно от развития коммуникативных умений в устной и письменной речи. Поэтому параллельное формирование как коммуникативной, так и информационной компетенций у учащихся способствует совершенствованию процесса обучения английскому языку и более успешной социализации школьников.

В процессе обучения учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Составляющими коммуникативной компетенции являются:

*лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

*социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;

*дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

*стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения в целях компенсации незнакомого языкового материала;*социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Для формирования коммуникативной компетенции необходимы следующие условия:

*постоянная речевая практика учащихся;

* использование коммуникативного ценного материала;* постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;* речевой характер урока. Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В. Кузовлев. Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:    * доброжелательная обстановка на уроке;    * положительный эмоциональный климат;    * доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает опыт учителей, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Так например, в 8-х классах в этой четверти была проведена ролевая игра по теме «Почему английский так популярен?» Учащиеся выступали в роли представителей разных профессий: канадского журналиста, американского бизнесмена, русского переводчика, английского историка, индийского студента, каждый из которых должен был проаргументировать свою точку зрения. В ходе игры осуществлялись межпредметные связи с русским языком и историей. Учащиеся получили дополнительную информацию об истории Британской империи, которую они использовали в своих высказываниях.

Какие же формы работы на уроке способствуют формированию у учащихся коммуникативных компетенций?

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение. Поэтому особое внимание нужно уделять одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами — парами, тройками, четверками. Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе используются опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:    * составить план текста, высказать основные мысли по плану;    * драматизировать часть текста;    * выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;    * дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;    * составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Основная идея коммуникативного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу. В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения и выводы. Элементы проектной технологии используются учителем Холодовой Е.Ю. уже на начальном этапе обучения английскому языку. Так учащиеся 3-х классов представляли на уроке проекты по теме «Мое любимое домашнее животное» с элементами презентации. Учащимися 4 класса был разработан проект «Мой город», где учащиеся представили рассказ о родном городе.

Овладение иноязычной речью проходит в форме диалогов двух культур. Учащиеся имеют возможность сравнить реалии этих культур и составить собственное мнение, развивая речемыслительную деятельность, что является главной целью в коммуникативном подходе.