Формирование ИК-компетенций в процессе самообразования учителя

Формирование ИК-компетенций в процессе самообразования учителя

Кузнецова С.Л., учитель химии

Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет — такова реальность сегодняшнего дня.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 года основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Данная цель остается актуальной и сейчас. На встрече с председателем правительства Медведевым Д.А. губернатора Тюменской области Владимир Якушев отметил, что развитие системы педагогического образования, должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений следующего этапа модернизации.

По моему мнению один из способов достижения поставленной цели — самообразование педагога, его можно рассматривать как путь самосовершенствования личности, как определённым образом организованный самостоятельный познавательный процесс, со всеми присущими ему компонентами (потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью) (Д.Б.Эльконин)

Рассмотрим модель самообразования педагогов средствами ИКТ предложенную Статировой О. И.

ИК — компетентность

Творческий уровень

ИК

грамотность

Эвристический уровень

ИК — осведомленность

Репродуктивный уровень

Мотивационно-целевой компонент

Содержательно-информационный компонент

Операционно-исполнительский компонент

Рефлексивно-оценочный компонент

Рассмотрение самообразования с позиций деятельностного подхода позволяет в модели выделить компоненты самообразования (мотивационно-целевой, содержательно-информационный, операционально-исполнительский и рефлексивно-оценочный). Модель позволяет соотнести уровни самообразования педагога (репродуктивный – эвристический — творческий) с уровнями ИК-подготовленности педагога (осведомленность-грамотность-компетентность), отследить траекторию его движения к ожидаемому результату. Модель наглядно отражает, что использование ИКТ в качестве средства самообразования, сопровождается целенаправленным повышением ИК-компетентности, позволяет осуществить переходы с одного самообразовательного уровня на другой, поскольку способствует изменению как объективных, так и субъективных факторов активизации самообразования и влияет на все его компоненты.

Уровни готовности учителя к использованию средств ИКТ

в учебном процессе

Уровень готовности к использованию ИКТ

Краткая характеристика уровня

Области применения, результат

ИК-осведомленность

Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера.

В нашей школе созданы условия для реализации этого уровня с 2008 года кабинет №214 оснащен ноутбуком, интерактивной доской, с 2010 года есть точка доступа к Интернету

Курса повышения квалификации январь 2008 года «Информационные технологии в образовании»

Участник проекта «NetScool» 2010 год

ИК-грамотность

Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых образовательных ресурсов. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Оформление школьной документации (МО, НОУ)

Использование мультимедийных продуктов на уроках с 2008 года

Ведение электронных журналов сетевого города

Участие в видеоконференции www.fobr.ru май 2009 года

Подготовка материалов для участия в конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее» и педагогическом форуме «Педагогический олимп» март 2010 год

ИК-компетентность

Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся. Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических. Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.

Под ИК-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИК-компетентности учителя – двусторонний процесс. Современный учитель сам должен быть заинтересован в овладении предметно — ориентированной ИК — компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Использование электронного издания журнала «Химия. 1 сентября» Сертификат по ИКТ-компетенции

Создание собственного мини сайта с социальной сети работников образования nsportal.ru

Публикации на сайтах 1 сентября, nsportal.ru , pedsovet.org

Участие в дистанционных творческих, предметных олимпиадах и конкурсах «Фактор роста», «Апельсин», «Южный полюс», «Мультитест»

Участие в конкурсах исследовательских работ «Портфолио 1 сентября», «Юный исследователь», «Звезды нового века».

Информационная культура

Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.

Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя представляет с собой многоуровневую характеристику, включающую в себя знания, умения, навыки, формирующие личностно-профессиональные качества, установки педагога, с помощью которых происходит обмен учебной, методической, справочной информацией между преподавателями, учащимися в процессе овладения новыми знаниями в условиях самообразования.

ИК-компетенцию освоить нельзя, её можно только приобрести, выработать, сформировать. ИК-компетенция является многофакторной характеристикой. Важна постоянная, кропотливая работа по освоению и использованию ИК-технологий в образовательном процессе.

Список литературы

Статирова О. И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii-pedagogika/a97.php. Дата обращения: 20.01.2013

Кацай И.И. Сколько ИКТ нужно школе? URL: http://www.openclass.ru/node/33038. Дата обращения: 20.01.2013