Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности

Крупнова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1386 ЮВАО г. Москвы

Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности

Одной из задач современного образования является формирование у обучающихся ключевых компетенций, в том числе и в области гуманитарных наук. Применительно к русскому языку и литературе это «свободное владение языком, речью во всех ее проявлениях». Учитель обучает языку, чтобы научить речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации.

Основным направлением в формировании языковой и речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Такая потребность в сближении языка и литературы объективно существует: функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдений над тем, как живут, употребляются лексические, грамматические средства языка разных стилей, в том числе в «образцовых» текстах, какими являются произведения классической литературы. С другой стороны, эстетическое восприятие литературы как искусства возможно в том случае, если у школьников будет развито чувство языка.

Решению этих практических задач, в том числе и задачи по совершенствованию орфографических, пунктуационных навыков, подготовке к ЕГЭ, помогает в старших классах УМК под редакцией Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., включающий учебник – практикум, программу, методические рекомендации и дидактические материалы.

Анализ текста на уроках служит одним из приемов развития речи учащихся. Авторы учебника предлагают лексический анализ текста, полный лингвистический анализ. Тексты — «безукоризненные образцы» речевого произведения — содержат информацию на различные темы: культура памяти, культура чтения, культура речи и общения, экология слова, музыка, театр, живопись, архитектура, православная культура. Они создают развивающую речевую среду, воспитывают интерес к искусству, потребность общения с книгой, понимание национальной культуры.

В процессе выбора заданий, упражнений для самостоятельной работы с текстом реализовывается личностно ориентированная направленность в обучении и воспитании старшеклассников. Самостоятельная деятельность становится доступной для каждого ученика, так как умело направляется системой теоретического и практического материала: это и материалы для самопроверки, и образцы выполнения заданий, и разнообразные памятки: «Как начать текст», «Как редактировать текст», «Лексический разбор слова», «Что такое метод медленного чтения» и т.д. Важными являются задания по подготовке выразительного чтения текста, обучение письму по памяти. Особое внимание уделяется словарной работе: это и работа с различными типами словарей при анализе текста, и составление словарных диктантов по тематическому принципу, и отбор ключевых слов и словосочетаний с ориентацией на тему предстоящего сочинения или изложения, и подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, в том числе и нахождение контекстуальных.

Именно в процессе комплексного анализа текста формируются языковая и коммуникативная компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ребенка.



Создание собственных текстов – следующий этап на пути к развитию коммуникативной культуры. Использовались работы разных жанров: сочинения-миниатюры, сочинения по данному началу, сочинения по проблеме, поднятой в тексте, рецензии, изложения с элементами сочинения и т.п. Особенно хотелось бы остановиться на таком виде сочинений, как эссе. Написание такого вида сочинений раскрепощает мышление школьника, раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, предполагается и определенная интерпретация исходного текста. Это жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. Кроме того, педагоги нашей школы практикуют эссе как один из видов заданий на школьном этапе олимпиады по русскому языку. Еще в 7 классе учащиеся познакомились с этим видом сочинений, когда делились своими впечатлениями о театре, о музыке. В 10-м классе тематика усложнилась: «Что такое, по вашему мнению, вдумываться в речь, в слова?», «Я беру в руки словарь Даля…», «Слово – это поступок», «Что значит быть талантливым читателем?» Перечень тем можно продолжить… Важно объяснить учащимся, что этот жанр сегодня активно используется и в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые возможности для самостоятельной деятельности школьников.



Практический курс русского языка в 10-11 классах позволяет широко использовать такие формы занятий, когда на уроках создается атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание отводится урокам-семинарам. Они завершают изучение вводного раздела (например, семинары на темы «Язык и речь», «Система русского языка: ее единицы и их иерархия»), и тогда подготовка к нему начинается с первого урока (выбор темы, подбор дополнительной литературы) и продолжается в процессе выполнения упражнений на других уроках. Она может предшествовать изучению темы, если в него включены вопросы повторения и обобщения знаний.

Эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа – вуз». На уроках литературы в 10-м профильном социальном классе широко практикуются уроки-семинары, уроки-практикумы по анализу эпизодов (анализ эпизода «Смерть Базарова»), сопоставительному анализу (стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета).

Сегодня и в урочной системе, и во внеклассной работе широко используется организация самостоятельной исследовательской деятельности школьников. На уроках это подготовка докладов, рефератов, их представление, рецензирование («Русский язык в современном мире», «Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни» и т.п.). Во внеклассной работе – это написание исследовательских работ, выступление на конференциях различного уровня. Подготовке учащихся к выступлению на конференциях предшествует и работа на уроках литературы по обучению устному и письменному высказыванию, т.е. всем видам и типам творческих работ. Она включает этапы первоначальной диагностики, актуализации обучения, освоения и закрепления, контроля освоения технологии высказывания: например, подготовка сообщений по предложенному плану об одном из литературных направлений 18-19 веков, затем обсуждение заданий в группе – определение творческого метода, к которому принадлежит отрывок, доказать свое мнение; письменная работа в любом жанре по прочитанному произведению, Актуальными являются задания по анализу поэтического текста (в сравнении с литературоведческими анализами Лотмана, Бонди, Айхенвальда). В плане составление тезисов, плана и конспекта лекций, рецензирование сочинений, совершенствование написанного, обучение дискуссии, сопоставление взглядов критиков на произведение, сочинение-отзыв, рецензия. Все эти виды работ, несомненно, формируют самостоятельность мышления, творческие способности, помогают учащимся овладеть различными способами интеллектуальной деятельности (сравнение, анализ, синтез).

Гуманистическая функция образования состоит в том, чтобы создать среду, в которой учитываются предпочитаемые ребенком способы и формы деятельности. С первого дня для открытия школы учащиеся выпускают школьный журнал «Планета 1386». На его страницах можно узнать школьные новости, оценить литературный и художественный талант одноклассников, принять участие в различных проектах. Положительный опыт работы учащихся в печатном школьном журнале становится хорошей стартовой площадкой для будущих журналистов, писателей, поэтов, художников-оформителей.



Другой такой формой деятельности является школьный театр. Он вовлекает учеников в новую, интересную для них деятельность, приближает к искусству, к пониманию образов и замыслов произведения. Развиваются не только творческие способности, но и социальная компетенция, интуиция, отрабатываются коммуникативные навыки. На школьной сцене в исполнении учащихся 8, 10 и 11 классов были представлены сцены из пушкинских сказок, «Каменного гостя», «Цыган», гоголевского «Ревизора».

В последнее время все чаще и чаще открываю своих учеников заново, с неожиданной, незнакомой мне стороны. Так открылся поэтический дар у Романа Д., Ярослава П., Марии К., Анны Б. И то, что они доверили мне свое сокровенное, является самым дорогим в моем педагогическом опыте.

Особое значение имеет контроль знаний учащихся. Но не только учителем. Важно научить учащихся навыкам речевого самоконтроля как развитию его коммуникативной культуры. Умение оценить и совершенствовать написанное и сказанное — это тоже одно из направлений речевого развития учащихся. Эту работу нужно проводить регулярно, чтобы ребенок видел свой рост и ощущал ответственность перед самим собой. Это способствует повышению информированности, коммуникативной компетенции школьников.