Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

Цель – популяризация опыта работы образовательных учреждений по формированию гражданской идентичности в реализации основных направлений образовательной инициативы «Наша новая школа»

Задачи:1. Обсудить основные аспекты воспитания обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей в рамках законопроекта об образовании.2. Представить опыт работы по формированию гражданской идентичности средствами поисковой деятельности.3. Стимулировать практическую деятельность объединений волонтерской и поисковой.

На протяжении многих лет основным направлением воспитательной системы школы является гражданское воспитание. Понятие гражданственности включает, в том числе осознание своей гражданской идентичности. Что понимается под гражданской идентичностью? Вообще, идентичность – это осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими.

Гражданскую же идентичность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами мы рассматриваем как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл. Какое содержание, какие методы и формы организации выбрать учителю для формирования той самой гражданской идентичности?

Конечно, исходить нужно из возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Отмечу, что в подростковом возрасте полноценное общение со сверстниками является более значимым для сохранения психического здоровья, чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами. При проведении поисковой деятельности задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Чем выше степень включенности личности в деятельность по разрешению конкретной проблемы, тем выше результативность процесса развития личностных качеств. Методом формирования гражданской идентичности школьников становится такой метод, реализация которого позволяет школьникам выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом реального характера (социально значимое дело, акция, презентация).

Эту задачу мы решаем средствами поисковой деятельности, созданием выставочной экспозиции, получившей новую социальную ориентацию, вызванную самой жизнью.

Проблемы с выбором тематики экспозиции не возникло, т.к. наша школа расположена в микрорайоне двух шахт. Шахта «Шушталепская» являлась предприятием, вокруг которого возник поселок Малышев Лог. Шахта «Северный Кандыш» была открыта несколько позднее.



Большая часть населения нашего поселка работала именно на этих предприятиях. В 90-е годы шахты были ликвидированы, но с ними связаны жизни нескольких поколений нашего поселка.

На изучение истории шахт и опирается наша экспозиция. У нас сложились партнерские отношения с Советом ветеранов города и с выставочным залом «Музей», с которыми мы обмениваемся поисковым материалом.

Осуществляя подобный проект, мы обращаемся к местным властям, общественным организациям, спонсорам, фондам. Благодаря возникающим связям, повышается общественный статус самой экспозиции.

Мы ориентируемся на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, наша поисковая деятельность решает те, которые важны для обучающихся нашей школы и жителей микрорайона.

Мы практически изучаем историю своих семей, поскольку в каждой семье были представители шахтерского труда. Именно ради памяти родных нам людей, соседей и знакомых мы решили создать нашу выставочную экспозицию.

Каждый класс получил план-задание поиска. Первоклассники изучали историю подшефных шахте детских садов, второй класс занимался подшефными школами. Обучающиеся третьего класса собирали материал о профилактории «Юбилейный», который находился в ведении шахты.

Четвертый класс встречался с работниками клуба шахты «Шушталепская». Пятиклассники разыскивали информацию о шахтовой газете «Рабочий».

Директорским корпусом занимался шестой класс. Семиклассники собрали богатый материал о передовиках производства, а восьмиклассники – о ветеранах войны.

Поисковая группа 9 класса систематизировала собранный материал и оформила экспозицию. Таким образом, в поисковую деятельность были вовлечены практически все обучающиеся нашей школы.

А теперь об измерителях продуктивности поисковой деятельности именно для ее участников. Приведу пример одного теста, который только на первый взгляд кажется простым. Он был предложен участникам поисковой группы в начале учебного года и содержал следующее задание: «Закончи предложение, кем ты являешься в этой жизни, запиши 10 вариантов ответов».

Хочу привести не усредненные данные, а конкретные ответы одного из учеников. Мы видим, что ученик смог обозначить только 7 позиций, тех, которые для него значимы.

Это ответы этого же ученика в конце учебного года. Заметьте, что активная совместная поисковая деятельность дала результаты. Подросток признает новые ценности, такие как: гражданин, одноклассник. Надо сказать, что на начало учебного года никто из обучающихся не соотносил с собой понятие гражданин. На конец учебного года те дети, которые были активными участниками поисковой деятельности, проявили гражданскую идентичность, а это порядка 60 %.



Таким образом, можно смело утверждать, что участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера.