Формирование этнокультурной компетентности обучающихся системы НПО-СПО

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся системы НПО-СПО

Буторова Анна Иннокентьевна

Методист Тарбагатайского филиала ГБОУСПО «БКТиС»

В последние десятилетия, на фоне интенсивного развития инфраструктуры туризма в нашей Республике, назрела актуальная проблема подготовки специалистов сферы обслуживания, понимающих задачи интеграционного развития современного общества и способных достойно представлять традиции и культуру своего народа. Вследствие этого появилась реальная потребность в этнокультурном образовании будущих специалистов сфер общественного питания и обслуживания, института гостеприимства.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС третьего поколения, развитие этнокультурной компетенции обучающихся органично вписалось в базовую  компетентностную  модель выпускника, определив внутреннюю стратегию образовательного процесса, с ориентацией не только на сформированность профессиональных компетенций.

Процесс освоения этнокультурной компетентности становится сегодня детерминантен и закономерен относительно других компетенций, поэтому аудиторная и внеаудиторная деятельность  должна быть организованы так, что  уже с первого курса ее развитие формируется  не стихийно, а целенаправленно. При этом важно не разделять два уровня образования: профессиональное обучения с позицией «обучающийся — специалист» и организация обучения с позицией – «обучающийся — будущий квалифицированный специалист с этнокультурной компетентностью и прикладным опытом», поскольку данный процесс должен быть органичен. Выпускник системы НПО-СПО должен владеть этнокультурной компетентностью на разном уровне. Здесь важен комплексный механизм овладения поликультурными основами в когнитивно-познавательной, эмоционально — мотивационной, ценностно-ориентированной, творческой и поведенческой составляющих. В идеале выпускник должен иметь сформированную систему знаний о культуре народов, иметь эмоциональный отклик и потребности к усвоению новых знаний о них, понимать ценностное содержание этнокультуры, иметь деятельностный опыт культуросообразного поведения, соблюдать нормы этноэтикета, иметь объективную и толерантная позиция во взаимоотношениях с представителями других национальностей.

Использование этнокультурных основ мироощущения, в контексте культурных традиций народов Республики Бурятия для организации учебно-воспитательного процесса, позволяет создать особую среду для развития обучающегося, осознающего себя и свою роль в социуме, идентифицирующего себя как субъекта поликультурного пространства и культурообразующей деятельности.

В практике работы нашего Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО «БКТиС» мы это реализуем через углубление и расширении этнокультурного компонента в содержании традиционных предметов, введя новые факультативные курсы, такие как «История семейских», «Традиционная культура народов Забайкалья» и через взаимодействие аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примером расширения содержания традиционных дисциплин, за счет этнокультурного компонента является, введение дополнительных тем к изучению, например в содержание профессиональных модулей подготовки по профессии «Повар, кондитер», представляющих собой практический и теоретический материал по традиционной кулинарии и выпечки семейских. Данные учебные элементы практически отрабатываются на учебной практике. Многие аспекты духовной, социальной, культурной, материальной жизни староверов Бурятии мы используем, привлекая к образовательному процессу специалистов сферы культуры нашего района, священнослужителей и т.д., проводим встречи с интересными людьми, концерты, выездные экскурсии в музеи района. Поддерживаем связи между обучающимися и представителями старого поколения, которые являются истинными носителями культуры, бережно сохраняя не только мудрость наших предков, но и их практические навыки. Так, например нам удалось восстановить несколько рецептов приготовления традиционных для кухни семейских блюд «Затирки», «Солодухи».

В воспитательном плане, это тоже имеет свой положительный эффект. Проводя эксперимент по внедрению в практику обучения и воспитания обучающихся этнокультурного компонента мы получили результаты, которые говорят о том, что личность, воспитываемая на этнокультурных традициях гораздо в большей мере отличается стойкой гражданской позицией и социальной ответственностью, имеет ярко выраженное чувство Родины. 

Но этнокультурная компетентность не может и не должна быть моноэтнической. В современном этнически неоднородном социуме Республики Бурятия этнокультурная обособленность невозможна. Мы активно вносим в программы дисциплин учебные элементы, основанные на традиционной культуре семейских, поощряя интерес обучающихся к традициям и культуре других народов Бурятии.

Мы, вместе с нашими обучающимися, постигая закономерности развития нашего общества и обращаясь к своей истории, истокам веры, культуры считаем, что эффективность этнокультурного образования наших обучающихся можно повысить только за счет усиления индивидульно-личностной направленности, с целью становления свободно мыслящей, активно действующей личности, знающей и оберегающей опыт своих предков, владеющей навыками саморазвития и выстраивающей гармоничные отношения с природно-экологической, социально-культурной средой.

Список использованных источников.

Афанасьева А.Б., Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования.//Педагогики и психологии №3, 2009 г.

Поштарева Т., Формирование этнокультурной компетентности// www.tolerance.ru