Формирование эстетической культуры школьников при обучении химии

Формирование эстетической культуры школьников при обучении химии

Еременко Е. Б. учитель химии МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»

«Кто не понимает ничего,

кроме химии, тот

и её понимает недостаточно»

Георг Лихтенберг

Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить интерес к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, — использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и формирования эстетической культуры учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи на уроке. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы, а также при решении химических задач.

В данной статье, мы хотим показать, каким образом можно формировать эстетическую культуру школьников при решении химических задач. Решение химических задач является неотъемлемой частью химического образования школьников. Химические задачи по характеру гуманитарного компонента классифицируются следующим образом:

Задачи с историко-искусствоведческим содержанием.

Задачи данного типа способствуют формированию у учащихся представлений об исторически сложившихся связях химической науки с архитектурой, станковой и монументальной живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д. Использование таких задач, с одной стороны, обеспечивает фактологическую базу для формирования и применения теоретических знаний по химии, а с другой – вызывает интерес учащихся к произведениям искусства и самому искусству.

Пример: В одной из книг по химии, изданных в Петербурге в 1787 году, можно было прочесть: «Без купороса особливо никакое дело совершиться не может». Первый завод по производству купоросов в России был пущен при Петре I в 1718 году. Техника производства железного купороса (FeSO4*7H2O) из колчедана, изложенная в 1765 году М. В. Ломоносовым, сегодня уже история. Современный способ получения железного купороса основан на взаимодействии железных стружек с раствором серной кислоты. Вычислите, какая масса 40% раствора серной кислоты необходима для получения железного купороса (FeSO4*7H2O) массой 278 г.

Задачи с литературным содержанием.

Задачи данного типа способствуют образному восприятию учащимися свойств веществ и химических процессов, пробуждают у них эмоционально-эстетическое отношение к химической науке. Даже единичные фрагменты из произведений художественной литературы, прочитанные на уроке химии, могут нести обучающую нагрузку и развивать творческий потенциал учащихся.

Пример №1: Одна из глав романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» начинается следующим: «Доктор Фергюссон уже немало времени был занят обдумыванием всех подробностей своей экспедиции. Понятно, что воздушный шар – это чудесное средство передвижения по воздуху – неотступно занимал его мысли. Прежде всего, стремясь к тому, чтобы объём шара не был слишком большим, он решил наполнить его водородом, который в четырнадцать с половиной раз легче воздуха. Добывание этого газа особых трудностей не представляет, и именно с ним при воздухоплавательных опытах достигнуты наилучшие результаты». Согласны ли вы с утверждениями автора? Какие способы получения водорода вам известны? Запишите уравнения реакций.



Пример №2: Прочитав отрывок из произведения Г. Тиссандье «Мученики науки» напишите уравнения реакций, придумайте и нарисуйте схему прибора для получения соды по методу Леблана. «Никола Леблан не ошибся в своём предположении, что морская соль, настоящая натриевая руда, есть именно вещество, необходимое для получения соды. Эта соль, обработанная серной кислотой, даёт сернокислый натр (глауберова соль), из которого Де-ла-Метри, профессор Коллежа де Франс, предложил на своих лекциях добывать соду, обрабатывая его углём. Испробовав эту реакцию, Леблан заметил, что она даёт сернистый натрий и углекислоту, а не соду и сернистую кислоту, как можно было ожидать. Под влиянием какого-то вдохновения он вздумал прибавить мел к этой смеси; и вот, благодаря этой находчивости, искусственное приготовление соды сделалось научным фактом».

Пример №3: Прочитайте отрывок из этого произведения Ж. Верна «Таинственный остров» и на его основе составьте два текста: первый – чисто химический (с уравнениями реакций), второй – практический совет по производству мыла. «Будь у Сайреса Смита только одна серная кислота, он мог бы отделить от кислоты глицерин, нагревая её в смеси с естественным жиром, в данном случае – с тюленьим. Из нового состава было бы легко выделить при помощи кипятка олеин, маргарин и стеарин. Но инженер предпочёл ради упрощения дела облить жир посредством извёстки. В результате он получил известковое мыло, разлагающееся под действием серной кислоты. Кислота осадила известь в виде сернокислой соли и освободила жирные кислоты».

Задачи с практическим содержанием.

Такие задачи помогают учащимся понять, какие химические законы и теории, свойства наиболее распространённых веществ, химические методы исследования можно использовать в повседневной жизни при решении практических задач – в быту, на производстве и т. п. При этом у учащихся формируются умения переноса химических знаний в реальные жизненные ситуации.

Пример: Серебро с давних пор используют в медицине для лечения различных болезней. В наши дни в медицинской практике применяют главным образом нитрат серебра, что обусловлено, прежде всего, его антимикробной активностью. Чаще всего нитрат серебра используют в виде 2% водного раствора и применяют наружно для лечения глазных и кожных заболеваний. Предложите способ приготовления такого раствора.

Задачи с экологическим содержанием.

Такие задачи способствуют формированию у учащихся экологической культуры, акцентируют их внимание на актуальных экологических проблемах и путях их решения на основе химических знаний. В таких задачах рассматриваются механизмы влияния отдельных химических веществ на живые организмы, а также подчёркивается двойственная роль достижений химии, которые призваны служить человеку, но при неразумном использовании вредят ему.

Пример: В основе самоочищения водоёмов от органических загрязнителей лежит процесс их окисления. Если органических веществ в воде немного, то они окисляются растворённым в воде кислородом. Этот процесс ускоряется под действием солнечного света. Способствуют окислению и некоторые микроорганизмы. Существуют химические методы интенсификации процесса окисления органических загрязнений в воде. Какой из предложенных ниже реагентов вы выберете для ускорения этого процесса: а) пероксид водорода, б) хлор или его кислородсодержащие производные, в) озоно-воздушную смесь? Дайте обоснованный ответ.

Задачи с региональным содержанием.



Задачи данного типа предполагают изучение химических производств, расположенных в данном регионе. При этом внимание учащихся акцентируется на практической значимости веществ и материалов. Рассматриваются пути влияния химических производств на экологическую обстановку в регионе, а также проводимые мероприятия по охране окружающей среды.

Пример: Одним из продуктов ОАО «Воронежсинтезкаучук» является хлоропреновый каучук, который характеризуется высокой устойчивостью к действию света, теплоты и растворителей. Найдите молекулярную формулу хлоропренового каучука, если известно, что массовые доли элементов в нём составляют: С – 54,24%, Н – 5,65%, Cl – 40,11%. Относительная плотность его паров по водороду составляет 44,25. Запишите реакцию полимеризации хлоропрена.

Методика составления химических задач с гуманитарным содержанием включает следующие этапы:

Выявление химических знаний и умений, которые формируются или отрабатываются в результате решения данной задачи;

Составление «химической части» условия задачи;

Отбор содержания «гуманитарной» части условий задачи с учётом:

а) целей и задач обучения;

б) принципов отбора содержания гуманитарного компонента школьного курса химии;

в) профиля класса;

г) реальных исторических и статистических данных;

Достижение полного соответствия гуманитарного компонента условия задачи её химическому содержанию;

Составление полного текста условия задачи и её решения.

Таким образом, гуманитарный компонент реализуется в школьном курсе химии через:

интеграцию химического содержания с материалом гуманитарных предметов (история, литература, языки, искусство);

использование в школьном химическом эксперименте экскурсов исторической, экологической и практической направленности;

введение гуманитарного компонента в содержание химических задач.

Литература:



Гуманитарный компонент в обучении химии: Методические рекомендации/Авторы-составители Е. Б. Еременко, С. Ф. Михина – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. 96 с.