Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тема самообразования:

«Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства»

учитель музыки:

Габдракипова Э. И.

Уфа 2013

Введение

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность использования в формировании эстетической культуры школьников различных средств воспитания.

(Статья 66. 2.Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладения основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)[38,85].

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентностного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы должно наполняться ценностями. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности. В систему базовых национальных ценностей входит и искусство (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Вопросы эстетического воспитания на всех этапах развития отечественной школы были в центре внимания крупных педагогов: П.Ф.Лесгафта, А.В. Луначарского, Н.К.Крупской, К.Д. Ушинского, С П. Шацкого, Л.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В их работах содержится много ценных советов по воспитанию эстетической культуры школьников.

В научной литературе эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования творческой, активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Оно включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей (Б.Т. Лихачев).

В исследовании данной проблемы принципиальное значение для нас имеет высказывание великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое»[37,123].

Особый интерес для нас представляют следующие направления исследований: системный подход в воспитании (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.М.Никитин, Л.Ю. Сироткин, Ю.П. Сокольников и др.); народная педагогика как научный национальный и общечеловеческий феномен (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Н. Гашимов, А.Э. Измайлов и др.); гуманистическая направленность народного воспитания (А.Ф. Ахияров, Е.В. Васильев, В.М, Коротов, З.Г.Нигматов, М.Г. Тайчинов); национальная культура, традиции и элементы народной философии (Ю.С. Гуров, Н.А.Исмуков, А.И.Петрухин, Э.З.Феизов); народные эстетические идеалы (В.А.Антонов, Е.В. Васильев, П.П. Матвеев, М.Г, Харитонов) внесли значительный вклад в переосмысление художественно-эстетических ценностей, определение эстетического творчества в воспитательном процессе[4,35].

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

Существует противоречие и из этого следует

Актуальность – необходимость, своевременность использования методов музыкальной культуры в формировании эстетической культуры школьников.

Вышеназванные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – содержание, организационные формы и методы развития эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства.

Предмет исследования: педагогические условия в формировании эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства.

Гипотеза: формирование эстетической культуры школьников будет проходить успешно, если

-прослушивание и анализ музыкальных произведений сопровождается визуализацией чувств, эмоций средствами изобразительно-художественных произведений,

-обучающиеся включатся в активно – поисковую деятельность по сбору информации по истории развития музыкального искусства,

- включатся в процесс самовоспитания.

Цель: Формирование личности как носителя эстетической культуры.

Задачи:

-открыть феномены внутреннего эстетического опыта школьника;

-интерпретировать сущностные формы бытия художественного произведения в сознании обучающихся;

-приобщать личность к широкому опыту человеческой истории, культуры и цивилизации;

-разработать методические рекомендации по формированию эстетической культуры школьников на уроках музыки.

Методологической основой исследования явились: идея диалектического единства общего, особенного и единого; учение о сущности и движущих силах развития; ведущей роли деятельности в формировании личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса; современные концепции эстетического воспитания.

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: общенаучные методы исследования – анализ и синтез, сравнение, обобщение; социологические – анкетирование, опрос; социально-психологические – тестирование, социометрия; математические – шкалирование, ранжирование. А также конкретно научные методы: теоретические – анализ литературы, моделирование, построение гипотезы; эмперические – наблюдение, беседа, эксперимент.

База исследования – МБОУ СОШ № 70, 5 – 9 классы.

Научная новизна и теоретическое значение:

определено место методов эстетического воспитания в системе средств формирования личности школьника;

исследована возможность использования музыкальной культуры в формировании личности обучающихся в поликультурной среде.

Практическая значимость исследования состоит в выборе педагогических условий в использовании методов искусства в формировании эстетической культуры школьников. Планируется разработка и внедрение в учебный процесс методических рекомендаций по использованию методов искусства на уроках музыки.

Выявлению закономерностей использования методов эстетического воспитания на уроках музыки в настоящем исследовании помогли наши наблюдения, накопленные нами в живом общении с детьми в школе. В своем исследовании мы стремились опираться на достижения современной науки, как отечественной, так и зарубежной, привлекая весь доступный теоретический и практический материал.

Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

Ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогическом совете, районном методическом объединении, августовском совещании учителей музыки.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Феномен «эстетической культуры личности»

в работах современных исследователей

Мерой и показателем уровня эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. При всем многообразии видов и форм человеческого бытия человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру и искусство. Красота и творчество вывели человека из варварского состояния. Путь воссоединения мира человека с миром высших человеческих ценностей — это путь и судьба человека культуры. Обреченный на истинно человеческое существование, он тем самым обречен на созидание собственной эстетической культуры. Красота порождает творческий взлет, а равнодушие и невнимание к ней приземляют человека, лишают чувств духовного наслаждения и возможностей преображения мира.

Существует определенное противоречие между кажущейся легкостью и обыденностью представлений об эстетической культуре человека и научным пониманием проблем эстетических оснований высокой культуры, ее современных типов, форм, сфер, уровней, элементов.

Что следует понимать под эстетической и художественной культурой человека? Какое место они занимают в материальной и духовной жизни людей? Каковы элементы целостности эстетической культуры человека? Не только в обыденной лексике, но и в научной философской литературе понятие «культура» насчитывает более 300 определений, наделенных различными смыслами, значениями и нотациями. По Далю, «культура — обработка и уход, возделывание и обработка, образование «умственное и нравственное».

Действительно, образованное от латинского слова «культура» первоначально означало обработку земли, возделывание почвы, земледельческий труд. С XVIII в. в философии слово «культура» получило другое, переносное значение: просвещенность, воспитанность, образованность человека и общества. Заметим, что гораздо раньше, в 45 году до н.э., известный римский оратор Цицерон говорил о философии как о «культуре ума». Он считал, что ум и другие способности человека необходимо обрабатывать и возделывать так же, как крестьянин обрабатывает и возделывает землю. С этими двумя значениями — обработка земли или любого предмета и развитие духовных способностей человека — слово культура вошло во многие европейские языки [28; с.136].

Постепенно традиционное понимание феномена культура стало связываться с подходом, позволяющим отделить все то, что создано человеком, от того, что дано природой. В противоположность миру диких растений и животных, находящихся по ту сторону культуры, в понятие «культура» стали вкладывать смыслы подлинно человеческого существования, истинно человеческие качества и значения, соответствующие развитию человеческой сущности. В идеалистической философии (Шиллер, Кант, Гегель) культура трактовалась как сугубо духовная область, противоположная сфере материального существования людей и их практическим интересам. Культуру человека связывали с его религиозным правовым, философским, художественным сознанием и творчеством. Труд, производство, экономические отношения в качестве элементов материальной культуры нашли обоснование в работах Белинского, Чернышевского, Фейербаха и особенно Маркса и его последователей[12,10].

Наряду с новыми для отечественной традиции исследований методологическими подходами к анализу явлений мира культуры, такими, как феноменологический, экзистенциальный, герменевтической, психоаналитический, сегодня большинством ученых признается в качестве главного и определяющего деятельностно-системообразуюший подход или фактор изучения культуры. Именно он вскрывает человеческую сущность культуры. Следовательно, все то, что несовместимо с гуманистическим развитием личности, относится к разряду антикультуры. В последнее время тенденция к размежеванию подходов в изучении культуры сменилась идеей перспективности и плодотворности системного подхода к разработке этого понятия. Построение достаточно полной модели субъектов, уровней, видов, типов культуры позволяет обеспечить системный подход к исследованию этого феномена.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе.

Учитывая то, что субъектом культуры может быть общество в целом, нация, отдельная социальная группа, индивид, важно провести оппозицию предметная и личностная формы существования культуры и дать рабочее определение понятия культура личности. Предметы и явления, созданные не природой, а людьми, — многообразны. Это архитектурные сооружения, машины, произведения науки, искусства, техники, нормы морали, право. Предметные результаты деятельности людей, или предметные формы существования культуры, обладают культурными свойствами, в отличие от предметов природы.

Свойство и качество вещи отражает качество труда, создавшего эту вещь. Чем совершеннее, богаче, разностороннее труд, тем совершеннее его продукт. Качество труда и его продукт воплощают в себе уровень развития его творца, степень его физического и нравственного совершенства. Все предметное и духовное богатство общества в виде результатов человеческой деятельности — это лишь внешняя форма существования культуры. Внутренняя форма культуры фиксирует воплощение исторически развитых и общественно сформированных человеческих способностей, умений, знаний. Следовательно, действительным содержанием и причиной существования культуры является историческое развитие человеческих сил и способностей, которые воплощены в предметной действительности, или во «второй природе». Реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей образуют личностную форму существования культуры. Таким образом, культура личности — это качества самих людей, уровень их духовного развития. Культура личности — это способность действовать в масштабах истинной человечности, универсальности и творчества[13; с.79].

Под личностью следует понимать человека, биологическая и социальная природа которого реализуется не только во внешней предметной культуре, но и в собственном естественно данном природном материале, в психофизических особенностях его характера, ума, способностей, интересов. Личность формируется совокупной культурой человека. Культура личности кроется в уяснении характера сцепления и связи индивидуально-неповторимого и родового – всеобщего. Так, учитель музыки, не обладающий личностной музыкальной культурой, способен обучить детей правильному пению. Но и он, и ученики могут не иметь никакого отношения к музыкальной культуре.

Внешние признаки образованности еще не делают человека субъектом культуры или культурной личностью. Культура формируется не как процесс нейтрального освоения готовой информации, а в общении с другой личностью, выступающей субъектом культуры. Неповторимая индивидуальность педагога как носителя культуры и субъекта межличностного общения с обучающимися придает межличностному взаимоотношению уникальность, творчество, личную устремленность, что характеризует уровень культуры.

Культура личности — это уровень развития ее знаний, творческих сил и способностей, выраженный в содержании, типах и формах организации жизни и деятельности, проявляющийся в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, раскрывающийся во взаимоотношениях с людьми и в отношении к самому себе.

Эстетическая культура личности является специфически человеческим социальным отношением человека к действительности. Ее отличие и специфика от других видов культуры заключаются в том, что она связана с актами эмоционального переживания и духовного наслаждения человека. Такого рода переживания, бескорыстные по отношению к объекту, вызвавшему этот процесс, связаны с удовлетворением не биологической, а социально-духовной потребности.

Напомним, что самое короткое определение эстетики дал в свое время Иммануил Кант: «Эстетика — это наука о красоте» [28; с.47]. Чувство красоты, являющееся доминантой эстетической культуры личности, предполагает такую систему взаимоотношений человека с окружающим миром, результатом которой служит духовное наслаждение. Персонификация эстетического отношения, или эстетическая культура личности, — это прежде всего ее духовное наслаждение и чувственное переживание.

Понятие эстетическая культура личности фиксирует определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности, предопределяя их эстетическую мотивацию и гуманистическое содержание.

Художественная культура личности — это особая область личностной культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнительство и др. Каждое произведение искусства является удивительным феноменом в культурно-историческом поле людей.

1.2. Педагогические условия реализации воспитательной функции искусства

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Искусство готовит из человека человека : воздействует комплексно на умы и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.

Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса – очищения посредством: “подобных аффектов” (чувств)! Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Это согласуется с научной традицией трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей воспитательную функцию искусства. Она, по мнению финского социолога Грина, польского эстетика Дземидока, английского антрополога Гаррисона и американского антрополога Уоллеса, — важнейший аспект общественного значения художественного творчества, аспект воздействия искусства на личность[8,252].

Искусство, как и наука, “ сокращает нам опыты быстротекущей жизни” (А.С. Пушкин). Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Искусство передает опыт отношения к миру, умножая и расширяя реальный жизненный опыт личности, хронологически ограниченный рамками определенной исторической эпохи, и человек обретает исторически многообразный опыт человечества; личность получает художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам.

Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей- внушение.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В « час мужества» (А.Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами»[13; с.402].

Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание — длительный процесс, внушение — одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценности их ориентации). Речь пойдет о совершенно специфических, присущих только искусству функциях – эстетической и гедонистической.

Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно 5 в.) выделял четыре цели искусства” вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и человека; доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств: комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; служить источником наслаждения, радости, счастья и красоты. Индийский ученый В. Бахадур считает: цель искусства – вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным.

Эстетическая функция – специфическая способность искусства:

формировать художественные вкусы, способности и потребности человека;

ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности);

пробредить творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство побуждает в человеке художника.

Пробуждать в человеке художника, желающего и умеющего творить по законам красоты, — эта цель искусства будет возрастать с развитием общества.

Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность; пронизывать все другие функции искусства.

Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). Искусство доставляет людям наслаждение. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения художественным произведением):

художник свободно владеет жизненным материалом и средствами его художественного освоения;

художник соотносит все осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность;

в произведении гармоническое единство совершенной художественной формы и содержания, художественное творчество доставляет людям радость постижения художественной правды и красоты;

художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты.

Слушатель испытывает приобщенность к порывам вдохновения, к творчеству поэта (радость сотворчества). В художественном творчестве есть игровой аспект (искусство моделирует деятельность человека в игровой форме); игра же свободных сил – еще одно проявление свободы в искусстве, доставляющее необычайную радость. «Настроение игры есть отрешенность и воодушевление – священное или просто праздничное, смотря по тому, является ли игра просвещением или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку. Сфере игры принадлежат все способы поэтического формообразования: метрическое и ритмическое подразделение произносимой или поющейся речи, точное использование рифмы и ассонанса, маскировка смысла, искусное построение фразы. И тот, кто вслед за Полем Валери называет поэзию игрой, в которой играют словами и речью, не прибегает к метафоре, а схватывает глубочайший смысл самого слова “поэзия”»

Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. Именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной. Другими словами, самоценность личности – существенная сторона ее глубокой социализации, фактор ее творческой активности.

Рационализм (Лейбниц) определял музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. На музыку, как на особенно сложный вид искусства, образы которого обладают изобразительностью, опирались интуитивистские эстетические концепции. По Шопенгауэру, музыка есть тайное метафизическое упражнение души, о котором она не может философствовать, непосредственный образ слепой, бессознательной, вездесущей воли; музыка чужда познанию мира, чего нельзя сказать о других искусствах. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания [14; с.79].

Эстетическое воспитание как социальное явление есть естественная форма становления культурного развития новых поколений.

Выводы

Эстетическое есть философское понятие, в котором выражены гармонические связи и целостность миропонимания.

Показателем уровня эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура.

Понятие эстетическая культура личности фиксирует определенный уровень потенциала, насыщенность и целенаправленность эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.

Эстетическая функция искусства – формирование художественных вкусов, способностей и потребностей человека, ценностное ориентирование человека в мире.

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.

Современный мир отличается кардинальными изменениями и ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. Эти требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному образованию. Они предполагают необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающим миром.

Культурологическое образование – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание эстетической культуры, развитие эстетического сознания школьников в процессе восприятия ими музыкального искусства. Отсюда определяются цели и задачи эстетического образования школьников:

развитие творческих способностей обучающихся через различные виды деятельности;

формирование целостного представления о связи духовной культуры с деятельностью и жизнью человека путем познания музыкального искусства;

формирование эстетического сознания обучающихся посредством освоения музыкальной культуры как составной части общей духовной культуры человека.

Термин «эстетическое сознание» взят из эстетики и означает эстетическое отношение к искусству. При изучении музыкального искусства важно учитывать теорию восприятия искусств, разработанную Б.М.Тепловым. Исследуя художественные способности, он установил, что « … в основе восприятия искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения и чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уж на этом основании поразмыслить над ним …» [35, с.10].

Теоретические взгляды психологов Л.Л.Бочкарева, Л.С.Выготского и В.И.Петрушина [34; с.21] подтверждают, что музыка вызывает у слушателя эмоции и пробуждает соответствующие этим эмоциям мысли, воздействует на его сознание и поступки. При изучении музыкального наследия школьники смогут освоить:

характерные черты и признаки;

стили песенного творчества;

народные музыкальные инструменты;

историю становления и развития музыкального искусства;

взаимосвязь народов и профессионального искусства

Результаты эксперимента показали, что при творческом подходе к вопросу изучения музыкальной культуры, школьники проявляют повышенный интерес к заданной теме, желание и способность оценивать, высказать о ней свое мнение. Отсюда вывод: при осознанном осмыслении школьниками образцов музыкального искусства, восприятие традиций и духовного наследия углубляется и способствует формированию общей эстетической культуры обучающихся.

Эстетическая культура школьников сформировалась при проведении целенаправленной работы по расширению их культурологических предпочтений, сформировалось чувство сопричастности к миру прекрасного, способность наслаждения нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено народом в произведение. Для углубления и развития эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширения ее кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения истории музыкальной культуры, необходимо применять активные, контрастные методы и приемы обучения, стимулирующие интерес обучающихся к музыкальному искусству. В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Наиболее распространенной классификацией является деление методов на словесные, практические и наглядные. На основе нарастания проблемности в обучении известные дидакты И.Л.Лернер и М.Н.Скаткин [25; с.251] предложили свою классификацию методов, которые актуальны и в культурологическом образовании:

объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный);

репродуктивный;

проблемного изложения;

эвристический (частично поисковый);

исследовательский

В периодике существуют и другие подходы в определении методов нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Остановимся подробнее на методах, которые могут наиболее эффективно использоваться в формировании эстетической культуры школьников, и рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности обучения, конкретизируя их приемами.

Наглядный метод в системе эстетического воспитания имеет две разновидности:

наглядно-слуховой (ведущий метод воспитания),

наглядно-зрительный.

Наглядно-зрительный метод применяется в воспитании, чтобы усилить и конкретизировать впечатления, будить творчество школьников, иллюстрировать незнакомые явления, образы, знакомить с музыкальной культурой народов. Данный метод апробировался со школьниками МБОУ СОШ №70. Предварительно обучающиеся экспериментальной группы изучали искусство, познакомились с жанрами народного творчества, узнали имена известных народных и профессиональных певцов и музыкантов-инструменталистов прошлого и настоящего, исполнявших эти произведения. В качестве домашнего задания школьники готовили дополнительный материал о музыке и музыкантах. Наиболее эффективно использовался этот материал при создании проблемно-поисковых ситуаций на занятии, целью которого было выявление знаний, умений и навыков обучающихся, их вкусов и интересов области музыкального искусства. Результаты исследования показали, что в контрольной группе, по сравнению с экспериментальной, более слабо выражена диалектическая связь познавательной и практической деятельности обучающихся, так как в ней отсутствовали системный и целенаправленный компоненты освоения музыкальных традиций народов . Результаты ответов школьников оценивались по пятибалльной шкале и подтверждают выводы

респонденты

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

школьники

контрольной группы

14,1 %

29,8 %

35,9 %

26,7 %

15 %

школьники

экспериментальной группы

45,2 %

36,1 %

19,7 %

6 %



Следует отметить, что проведенный в контрольной и экспериментальной группах педагогический эксперимент подтвердил значимость и необходимость использования системного и целенаправленного компонентов в учебно-практической деятельности обучающихся по изучению музыкального искусства, так как в ней синтезируется их познавательная практическая деятельность. В результате этой деятельности образуется взаимосвязанная система знаний, умений и навыков школьников, достигается корреляция между ними, формируются эстетические вкусы, интересы и потребности. Таким образом, приходим к выводу, что диалектическая связь познавательной и практической деятельности школьников в процессе изучения музыкальной культуры осуществляется путем их параллельной организации, когда полученные знания обучающиеся используют при решении практических задач, а в практической деятельности осмысливают и обобщают знания. Немалая роль при этом отводится методике использования на занятии наглядно-слухового и наглядно-зрительного методов образования в практической работе школьников.

В педагогике словесный метод имеет универсальный характер. Преподаватель, организуя внимание обучающихся, передает им определенные знания, с помощью слова углубляет восприятие, делая его образным и осмысленным, поэтому он должен владеть культурой речи, уметь выражать свою мысль грамотно, выразительно и образно. Беседа, пояснение, разъяснение, рассказ – составные этого метода – в педагогической практике должны осуществляться образной речью. В своей книге «Об эстетическом воспитании детей» В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца … Объяснение должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к искусству» [16, с.174]. Следовательно, осознанное восприятие школьниками должно осуществляться через прослушивание ярких, образных бесед преподавателя, активное участие в анализе произведений, определяя при этом его характер и настроение, средства выразительности, с помощью которых раскрывается образно-содержательная часть.

В связи с этим была проведена экспериментально – исследовательская работа на базе МБОУ СОШ № 70. Прежде чем начать исследование мы провели анкетирование школьников 5-6 класса с целью выявления их вкусов, интересов потребностей и способностей, а также определение необходимых педагогических условий для формирования эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства. Нами были предложены следующие вопросы с отдельными предполагаемыми ответами:

Нравятся ли тебе уроки музыки?

Занимаешься ли ты в свободное время изучением музыкального искусства?

Знаком ли ты с народной песней?

Музыку каких народов ты предпочитаешь слушать?

Что тебе нравится или не нравится в искусстве Башкортостана?

Каких деятелей искусства ты знаешь?

Посещаете ли вы театр с семьей?

Как ты понимаешь, что входит в понятие «музыкальное искусство ».

Выявление уровня сформированности музыкальных вкусов и интересов показало, что большая часть школьников дает обстоятельные и мотивированные ответы..

Наши наблюдения привели к выводу, что школьникам свойственно художественное предпочтение в области искусства. Следует отметить, что за время эксперимента обучающиеся провели работу по изучению литературных источников об истории развития музыкального искусства. Таким образом, на основе экспериментального исследования мы пришли к выводу о том, что методы воспитания в процессе формирования эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства дополняют друг друга, а творческое, развивающее воспитание предполагает вариативность их применения.

Цели и задачи формирования эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства нами определены, как:

развитие творческих способностей;

формирование целостного представления о связи духовной культуры с деятельностью и жизнью человека;

формирование эстетического сознания школьников посредством освоения традиций искусства как составной части общей духовной культуры человечества.

Результаты экспериментальной работы показали необходимость тщательного продумывания педагогических условий для формирования эстетической культуры школьников средствами музыкального искусства. Следует отметить, что при системном и комплексном подходе к вопросу использования традиций музыкальной культуры в педагогическом процессе школы, обучающиеся экспериментального класса показали высокий уровень освоения изученного материала и повышенный интерес. Необходимо подчеркнуть, что школьники контрольного класса в целом проявили положительное отношение к вопросу изучения истории и развития музыки и выразили пожелание в будущем изучать музыкальное искусство.

Реализуем данную тему на открытых уроках:

- открытый урок в 5 классе «Связь изобразительного искусства с музыкой» — «Музыка живописи» (Презентация)

- открытый урок в 7 классе «Музыкальные образы в Эпизоде нашествия» из 7 симфонии Д.Шостаковича (Презентация)

- oткрытый урок в 6 классе «В чём сила музыки Джулио Каччини?» (План урока, презентация)

Во внеклассной работе: Литературно-музыкальный журнал «Музыка- душа моя», рассказывающий о творчестве М.И.Глинки, «Широкая Масленица», Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству П.И.Чайковского «Музыкальный альбом», литературно-музыкальная композиция «Песня в солдатской шинели», бардовская песня в музыкальной гостиной «Песни у костра» и многие другие.

Методы и приемы эстетического воспитания школьников, наряду с традиционными (перцептивные методы аудиальной передачи, визуальной демонстрации, кинестетического восприятия и передачи эстетической информации; метод художественного исполнительства, метод синектики, метод инверсий эстетических объектов, метод художественно-творческих аналогий), включают:

методы учебно-критического выражения;

методы решения учебных художественно-творческих задач;

методы вживания в эстетический объект;

приемы полимодального представления эстетической информации (прием «музыкальных зеркал», пластического моделирования, зрительной стимуляции, синкретического погружения в художественный образ);

рефлексивные приемы (прием ранжирования, эмпатического слушания)[28,69].

Формы эстетического воспитания школьников включают:

уроки, основанные на имитации организации эстетической творческой деятельности (урок-путешествие по музыкальному театру, урок-путешествие по картинной галерее, урок-народный промысел, урок-фольклорный праздник, урок-книжная ярмарка, урок-киностудия и т.п.);

уроки, основанные на формах, жанрах, методах эстетической творческой деятельности (урок-концерт, урок-репортаж с художественной выставки, урок-рецензия, урок-репетиция, урок-спектакль и т.п.);

уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации[27,23].

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, — мечта любого учителя.

Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Остановимся на некоторых формах, методах и приемах организации урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводим их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваем:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, обучающиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Часто используем работу в парах. Которая дает возможность даже обучающимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираем в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами обучающихся.

Много времени уделяем индивидуальной работе с теми обучающимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отномимся к любой творческой работе.

Обязательно сотрудничество, сотворчество.

· индивидуальная работа;

· групповая работа;

· фронтальная ;

· дифференцированная работа, творческие задания по выбору;

· самостоятельная работа;

· обучение сотрудничеству;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст