Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному

Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №2»имени Баки Урманче

г. Нижнекамск

Сафина Лена Гарифьяновна

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус.

Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Возникающий в результате дефицит эмоционально — ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, цинизму, примитивности жизненных ориентаций школьников. Все это устойчиво проявляет себя в отношениях школьников к искусству, к учителю, к сверстникам и, наконец, к собственной личности.

Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей ТВ должны оказать воздействие на чувства ребенка, а встречи с прекрасным: картиной, словом, способными заворожить ученика.

К настоящему времени термин «эмоциональная культура» статуса научного гражданства не получил. Однако эмоциональная культура — главный определитель успеха взаимодействия, общения, субъектных отношений. Эмоциональная культура есть часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, представленное богатством эмоционального опыта, творчеством, стремлением к совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития, эмпатии. Развитие эмоциональной культуры определяется как двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта обучения: учитель с одной стороны и учащийся с другой стороны.

Работа с ребенком — процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. Цель моих занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на уроках,- помочь ученикам начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие эмоциональному развитию и личностному росту школьника является составной частью уроков.

Руководствуясь данными положениями, остановимся на четырех основных этапах в формировании эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста.

1 этап – эмоциональное вхождение в занятие. Этот этап предполагает соблюдение важнейшего условия — создания на уроке атмосферы любви и доверия. Без этого, на мой взгляд, ученик не может быть творцом. Каждый урок мы начинаем с небольшой разминки, упражнения, игры, чтобы ученики обрели состояние внутренней гармонии и тишины, чувство нежности, красоты и любви по отношению к окружающему миру.

Каждое занятие начинается словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «Мы отправляемся в сказочную страну…», «Сегодня к нам в гости пришла Сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями ученики на уроках изобразительного искусства совершают путешествия в окружающий и сказочный мир, знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Каждый сказочный герой приходит на урок с каким-нибудь творческим заданием. Например, Мудрая Сова приносит следующие задания в конвертах: «Подумай и ответь», «Отгадай-ка», «Размышляй и отгадай», Незнайка каждый раз обращается за помощью к ученикам. Кроме того, в конце урока они благодарят учеников за хорошую и активную работу.

Важно отметить, что педагог не играет здесь роль учителя, а является равноправным участником этих минут, делится с учениками своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Поэтому урок начинаю, либо с улыбки, которая исходит от учителя и ученика, либо говорю, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2 этап – познавательный, или вхождение в неизвестное (знакомство с новым понятием, словом, цветом и т.д.) На мой взгляд, этот этап урока является самым важным. Поэтому учитель должен использовать все богатство и разнообразие методических приемов, включая музыку, литературу, естествознание, театрализацию. Кроме того, учитель должен добиваться, чтобы на уроке звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учеников, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретает единство мысли и чувства.

Одним из таких заданий является «Цветовая угадайка». В этой игре используется ограниченный набор красок (например, коробка гуаши). Один из участников тайно от остальных смешивает какие-то две краски из набора. Другие должны угадать, из каких красок составлен цвет, а затем получить такую же смесь, тем самым доказать свою правоту (или убедиться в ошибке). После изучения темы «Волшебные краски» учитель может использовать игру «Проверь себя». Ведущий кидает мяч ученику, называя два основных цвета (например, красный и желтый). Ребенок должен сказать, какой получится при их смешении, и кинуть мяч обратно. Игра «Животные и цвет». Учитель показывает изображения различных животных и просит назвать их эмоциональное состояние и подобрать к ним цвет.

Следующее игровое задание также вызывает большой интерес у школьников – «Веселый карнавал». Учитель говорит, что сказочные герои собираются на карнавал, одновременно показывает их. Задача учеников — помочь подобрать костюмы героям, учитывая их характер и настроение. Игра «Что спряталось в пятнышке?» На альбомный лист капнуть несколько пятен. Сложить лист вдвое. Полученные симметричные отпечатки учитель показывает школьникам и говорит: «Пофантазируйте, угадайте, кто спрятался в пятнышке?»

3 этап – творческий, или практический. На этом этапе ученик погружается в свой внутренний мир и пытается показать на рисунке свои мысли и чувства, раскрыть свое внутреннее «Я», свою неповторимость. Учитель включает спокойную и тихую музыку, которая помогает ученикам погрузиться в свой внутренний мир.

4 этап – психофизическая разгрузка, или завершающий. Завершающий этап способствует удовлетворению потребности школьника на данный момент. В конце урока ученик может поделиться своими впечатлениями, описать свой рисунок, придумать ему название и сюжет. Проходит выставка рисунков с привлечением и обсуждением работ учеников и их родителей.

Важно учитывать при планировании уроков, что 1 и 4 этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ученика напрямую зависят от того, насколько незаметно, тонко учитель введет его в мир искусства, царящий на занятии. Кроме того, во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочередно повторяться между собой – все зависит от прогнозирования результата деятельности, от поставленной учителем цели на данном уроке.

Главная задача учителя – пробудить чувства школьника, его эмоциональную реакцию. Для проведения уроков эмоциональной культуры учитель должен помнить ряд правил, которые я называю «золотые ключи к душе ученика»:

Начинай урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.

Интересуйся, с каким настроением ученики пришли в школу.

Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях школьника: «За кого ты порадовался?», «Что тебя огорчило?», «Что доставило радость на уроке?»

Постарайся, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

Главное на уроке – эмоциональное выражение учеником своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие творческого начала.

Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Это зависит от того, насколько учитель сможет понять особенности школьника, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, интересной, значимой для самого себя. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим свой внутренний мир и мир другого человека, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.