Формирование элементов духовной культуры

« Ф О Р М И Р О В А Н И Е Э Л Е М Е Н Т О В Д У Х О В Н О Й

К У Л Ь Т У Р Ы «

Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка человека к жизни не может сводиться только к его образованию и умственному развитию. А потому во все времена заслуженно и правомерно на первый план выдвигалось воспитание нравственных качеств личности.

Еще древнеримский философ СЕНЕКА писал: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней и успевающей в науках, но отстающей в соотношении добра, больше отстает, чем успевает».

Не менее интересно характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности педагог – классик К.Д.Ушинский. Он говорил: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, одного ума и одних познаний еще не достаточно для ускорения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество».

В самом деле, практика всех прошлых цивилизаций убедительно доказала, что образование и приобретаемые знания и умения приносят именно тот плод в зависимости от того, какую нравственность усвоит человек.

Так, в древнем Риме «культурные» люди высоко ценили искусство, науку, философию, и, вместе с тем с восторгом смотрели, как на арене цирка убивали друг друга гладиаторы. И в современной истории мы знаем множество очень образованных, но безнравственных ученых, создавших монстров 20 века: атомную бомбу, напалм, биологическое оружие.

В то же время, люди, воспитанные на принципах добра, чести и совести, не всегда становились одаренными математиками, но всегда делились хлебом с голодными, безоглядно бросались в огонь и воду, чтоб оказать помощь , умирали, но не предавали Родину.

Вот и выходит, что привитие нравственных начал – есть главная задача детского воспитания, ибо только оно формирует добродельный характер – правильное усвоение понятий добра и зла, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Нравственное воспитание начинается с обучения нравственным истинам: не убивай, не кради, почитай отца и мать, не завидуй, не лги, люби людей и слушайся своей совести. Эти разговоры и поучения, как капли росы оседают в сердцах и умах детей, питают и укрепляют их природные задатки душевной добродетели и побуждают к действительным нравственным поступкам, проявлениям чувств любви, благодарности, сострадания.



Однако, делая упор на нравственное воспитание, важно не перегнуть нашу педагогическую палку и соблюсти пропорцию развития ума и чувств, то, что называют гармонией.



Ведь негармоничное развитие это, как скрытое от глаз уродство. У одного человека ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу. И получается: этот страшно умен и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор или зло.

В связи с этим перед нами стоит исключительно важная воспитательная задача – волевое развитие ребенка, как основы нравственности. Если не будет сформирована воля, человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Как можно раньше, даже в самых простых вещах, мы должны воспитывать в детях силу воли: вовремя вставать, не лениться делать зарядку, тщательно убирать спальню, прилежно учиться, вдумчиво овладевать профессией, вести здоровый образ жизни, не поддаваться соблазну опасных поступков.

Мы обязаны внушать детям, что именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней, и свидетельствует о сильной воле.

Однако следует различать волю и упрямство. Ни для кого не секрет, что стремление ребенка добиться чего-либо, настоять на своем «я», нередко приобретает болезненный характер, и становится для него более важным, чем конечный результат задуманной деятельности.

В таких случаях мы должны внушать детям, что упрямство – эта нецелеобразная настойчивость – есть отрицательное качество личности, и что оно не украшает человека, а наоборот делает его в глазах других людей непревлекательным и даже неприятным.

Если у ребенка что-то не получается, если он упал духом и махнул на себя рукой, воспитатель должен вмешаться, дать полезный совет, как справиться с неудачей, практически помочь воспитаннику в деле, вернуть ему веру в свои силы, укрепить волю.



Очень действенный метод в подобной ситуации – конкретный пример проявления сильной человеческой воли. Это может быть рассказ о летчике Мересьеве, оставшемся без ног во время войны, но сумевшем вернуться в небо, Марине Ивановой, ставшей капитаном дальнего плавания, об инвалиде Валентине Дикуле, обреченном из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели, но силой воли победившим судьбу, и вернувшемуся в цирк.

Такие примеры прибавляют ребятам силу и убеждают их, что волю и настойчивость можно воспитать, можно вернуть и укрепить, а значит, и достичь намеченных жизненных целей.