Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в процессе изучения русской литер

Чагина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Формирование духовно-нравственной культуры

учащихся в процессе изучения русской литературы.

Воспитание – самое святое из всех

святых дел.

Св. Феофан Затворник

Завоевание духовности есть главная

задача человеческой жизни.

Н.А. Бердяев, философ.

В последнее время со страниц педагогических изданий всё чаще звучит тема духовно-нравственного воспитания личности в условиях нашего общества. И педагоги, и психологи, и политики приходят к единому мнению – возрождение России невозможно без возрождения её духовного, культурного и исторического наследия. В настоящее время у детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная литература, книга.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.

Каким же должен быть урок, цель которого – формирование духовно-нравственной культуры учащихся в процессе изучения русской литературы? Прежде всего необходимо сказать, что это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство слова.

На своих уроках я показываю учащимся взаимосвязь русской литературы и Священного Писания, раскрываю мировоззренческий характер русских писателей – Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова – которые были православными людьми. Знакомлю детей с Библейскими сюжетами, которые лежат в основе многих произведений русской литературы.

Начинаю этим заниматься тогда, когда дети переходят в 5 класс, так как в них уже заложен нравственно-этический фундамент личности, необходимые основы нравственности и духовности и моя задача как учителя словесности постараться укрепить, сохранить и приумножить полученные знания.

На уроке в V классе, посвящённом литературе как искусству слова, мы беседуем об эпиграфе к уроку: «В начале было Слово,/ и Слово было у Бога,/ и Слово было Бог.». Выясняем, что это первые слова из Евангелия, написанного апостолом Иоанном. Находим слова, которые скрывают тайну, к постижению которой каждый человек идёт всю жизнь. И тайна эта заключена в словах Бог и Слово.

Читая отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина:

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой израсцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут:

Знать, не будет ей обидно!

Отвечаем на вопрос: почему царевна, войдя в горницу, решила, что «тут люди добрые живут?». Словесно рисуем горницу – большую светлую комнату жилого дома (избы, терема). Здесь непременно должна быть русская печь с лежанкой, выложенной красивыми изразцами. Ну, а стол дубовый легко нарисовать. А вот где он стоит? Правильно – в переднем углу, потому что он стоит «под святыми», то есть под иконами. А православные русские люди всегда вешали домашние иконы в передний угол, зажигали перед ними негасимую лампадку, подливая в неё время от времени масло, чтобы фитилёк всё время горел ровным маленьким пламенем. Украшали икону красивым вышитым полотенцем, следя, чтобы оно сияло белизной. Вот этот красный угол (то есть красивый) угол с иконами и говорил каждому входящему, что «тут люди добрые живут», то есть верующие в Бога и боящиеся греха. А уж если на столе или на полочке под иконами лежала книга — Библия, Евангелие, Псалтирь, то тут уж никаких сомнений в христианском, то есть в благочестивом, образе жизни хозяев не оставалось.

При прохождении сказки «Царевна-лягушка» беседуем о кротости и смирении как главных человеческих добродетелях. Так как Иван-царевич обладал ими, он оказался самым мудрым из братьев.

Фундаментом, на котором создавалась национальная литература и другие виды искусств (иконопись, зодчество) начиная с X столетия, была православная церковность. Неувядающие памятники древнерусской словесности донесли до нас самосознание наших предков из разных слоёв формирующегося общества. Литературу Древней Руси необходимо изучать не только для развития кругозора, воспитания патриотизма и нравственности, но и для того, чтобы «понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, в каком русле протекал литературный процесс, как одно направление сменяло другое».

Урок, посвящённый былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», содержит интересные и поучительные сведения о реально существующем духовном подвижнике Древней Руси. Угодник Божий преподобный Илья Муромец по прозванию Чоботок, жил в XІІ веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 г. Его память по церковному календарю отмечается 19 декабря старого стиля/1 января нового стиля.

Образовательная задача, заключается не только в том, чтобы дать ученикам представление о художественном своеобразии жанра былин, но и поведать «о связи былинных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами».

Воспитательная задача урока подразумевает формирование патриотических убеждений, а также представлений «о чести и достоинстве человека, справедливости и нравственном долге». В «центре былины находится обобщённый образ Родины – широкого раздолья, необозримых просторов, как и на картине В.Васнецова… Вся поэтическая и притягательная прелесть заключена в изображении Родины».

О том, как готовились к празднику Рождества в дореволюционной России, дети узнают, читая отрывок из «Лета Господня» И. Шмелёва. И мы опять дивимся роскошному русскому языку, на котором дано это описание. Писатели, оказавшиеся на чужбине, Б.Зайцев, И.Бунин, И.Шмелёв, А.Ремизов, М.Осоргин, Г.Газданов и многие другие, сумели сохранить не только доброе чувство к отторгнувшей их Родине, но и непотускневшим и нерастраченным золото русской речи!

Разумеется, детям не обязательно сразу называть все имена наших прекрасных соотечественников, ставших эмигрантами, но передать чувство восхищения при работе над воспоминаниями И.Шмелёва мне представляется существенным.

В этом тексте дети встретятся с немалым числом реалий, уже безвозвратно исчезнувших из нашей сегодняшней жизни. И прежде всего нами утеряно (дай Бог, не навсегда!) само чувство предвкушения великого праздника, которым наполнены страницы «Лета Господня».

Работая над текстом сказа К. Паустовского «Тёплый хлеб», у учащихся необходимо закрепить мысль искреннего раскаяния и преодоления греха путём деятельного покаяния.

После беседы разбираем слова покаяние и раскаяние. В дополнении приводим библейские выражения: «Не суди, да не судим будешь», «У ближнего в глазу соринку видишь, а у себя бревна не замечаешь» и т.д.

После прочтения «Поучения» Владимира Мономаха дети, отвечают на вопрос «Почему не стареют наказы Владимира Мономаха?», затем прошу ребят спросить у родителей, чему в своё время учили их родители.

Я стремлюсь максимально ориентировать детей на самостоятельность не только в решении задач, поставленных на уроке, но и в поиске литературы, в выборе текстов, которые захочется прочитать и даже выучить не по заданию, а по велению души. Для того, чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников. Поэтому необходимо отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи – и разного содержания – познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях в области восприятия художественных произведений. Для этого по завершению изучения каждого раздела предлагаю детям список литературы для самостоятельного изучения, а также учащиеся ведут читательский дневник. В конце недели рассказывают о книгах, которые произвели на них наибольшее впечатление, о книгах, ставших открытием, а также о писателях, чьи произведения потрясли душу и ум (рубрика «Читай-ка»). Главная цель: всемерно способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина Отечества, опираясь на творческий потенциал каждого ребёнка и развивая его.

Также составила учебно-дидактический комплекс раздаточных материалов, тестов, викторин, содержащих вопросы и задания, основанные на высказываниях и отзывах критиков, литературоведов, общественных деятелей, читателей, писателей разных эпох о творчестве художников слова.

Материал выстроен таким образом, что к высказыванию или отзыву даны вопросы, расположенные с нарастающей сложностью. При выполнении первого задания ученик, как правило, должен выразить своё отношение к прочитанному произведению или воспроизвести какую-либо информацию, например, определить лексическое значение слова, назвать имена героев. Следующий вопрос или задание от учащегося требует осмысления нового для него текста, анализа литературного произведения, сравнения первоначального варианта текста и окончательного. Приведу примеры.

Карточка (5 класс)

Литературовед В.С. Баевский замечает, что поэзии А. Блока свойственна «символика цвета: белый означает веру в грядущее, синий – душевные скитания, красный – кровь, страдания…».

Как бы вы определили настроение стихотворений «Летний вечер…», «О, как безумно за окном…»?

Какой цвет, на ваш взгляд, преобладает в каждом из стихотворений? Обоснуйте свой ответ.

Что, по вашему мнению, сообщает нам поэт, изображая природу?

Карточка (7 класс)

У древнерусской литературы своеобразные, неповторимые жанры (летопись, житие, хождение, послание, поучение, слово).

Подумайте, что это за жанры. Приведите примеры уже знакомых текстов.

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Попробуйте определить его жанр.

«За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, раба твоего грешного Афанасия Никитина сына.

Записал я здесь про своё грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, второе море – Индийское, третье море – чёрное».

Карточка (7 класс)

«Лирические стихи А.К.толстого отражают жизнь противоречивую, движущуюся, яркую и таинственную. Поэт слышит голоса природы, чувствует её настроение, порой сливающееся с настроением человеческой души, он слышит «чудесный строй законов бытия…» (Л.Е.Ляпина)

Чем для А.К.Толстого является звон колоколов в стихотворении «Благовест»?

Покажите, как поэт рисует в стихотворении жизнь «движущуюся, яркую и таинственную».

Объясните значение слова «благовест».

Почему лирического героя «зовёт и манит» церковный звон?

Какие чувства и мысли волнуют лирического героя, когда он слышит колокольный звон?

Сравните стихотворение А.К.Толстого со строками стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва». Что общего вы находите?

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Задания позволяют ответить ученику на те нравственные вопросы, которые поставил писатель в произведении, а также способствуют развитию у школьников способности к осмыслению литературного произведения, логического мышления, устной и письменной речи, эстетической и этической сфер личности; формированию грамотных читателей.

Творческие работы, которые пишут дети, я складываю в отдельную папку «Творческая копилка», чтобы можно было проследить литературное развитие учеников.

По этим работам мы (ученик, учитель, родители) видим внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем.

Провожу читательские конференции. Цель – всерьёз поговорить о книге, задуматься, поделиться читательскими впечатлениями, в итоге взять книгу в руки и начать читать (по книге Никоса Зерваса «Дети против волшебников»; по произведениям Юлии Николаевны Вознесенской и Лидии Чарской и пр.).

Разумеется, невозможно в каких-то «мерах» установить степень духовно-нравственного развития ребёнка, становления его личности, совершенствования способностей, в том числе и к самостоятельному добыванию знаний. Эти категории не поддаются измерению и обсчёту в привычных баллах-измерителях. Конечно, гораздо проще подсчитать количество выученных строк и текстов или ошибок в диктантах и изложениях, чем определить эффект развивающего и воспитывающего обучения – «А душу – можно ль рассказать?!»

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

Деятели педагогики считали процесс духовно-нравственного воспитания достигшим цели, если у человека сформировалось сознательное стремление к нравственному самосовершенствованию, желание путём внутренней работы приобрести твёрдые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу. «Воспитание окончено и достигло своей цели, — считал Н.Х. Вессель, — если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

Воспитание – постоянная духовно-нравственная работа по собиранию и строительству личности. По евангельскому слову, «кто не собирает, тот растачает». Как садовник не сразу очищает свой сад от сорной травы, но постепенно выпаливает одну грядку за другой, так и мы не сразу можем исправить вверенных нам детей».

Библиография.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1985.

2. Барская Н.А. Наши дети и художественная литература. – М.: «Лепта», 2005. – 329 с.

3. Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: «Отчий дом», 2004.

4. Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Чтобы запела душа. О религиозном воспитании в школе и дома. / Воскресная школа. – 1998. — № 46. – с. 12.

5. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Клин: «Христианская жизнь», 2004.