Формирование духовно — нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной дея

Формирование духовно – нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности.

Спайкова Ирина Натановна, учитель МОУ Синичинская СОШ Можайского муниципального района.

Аннотация: приводятся рассуждения автора о формах и способах формирования духовно – нравственных ценностей у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педагога.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одним из ключевых, стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную роль в школьном образовании играют предметы гуманитарного цикла.

По специальности я учитель русского языка и литературы. Вопросы духовной морали и нравственности всегда волновали мастеров слова. «Уроками нравственного прозрения» назвал уроки словесности А. Твардовский. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник становится эмоционально богаче, отзывчивее. Кроме того, искусство создаёт у каждого ощущение самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. В курсе русской литературы учащиеся читают и библейские тексты, знакомятся с памятниками древнерусской литературы. Многие писатели в своих произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так в 6 классе при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» нельзя не вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. После её прочтения обращаемся к иконам и фрескам на этот сюжет. Ребята с интересом обсуждают, чему учит притча, и по-другому воспринимают пушкинский текст. Такой учебный материал имеет большие потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников. На уроках ученики напрямую выходят на осмысление своих отношений к человеку и к обществу.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.





Успех преподавания литературы в огромной степени зависит и от умения учителя полностью раскрыть своеобразие изучаемого материала. Этому способствуют экскурсии по литературным местам. Такая форма даёт возможность школьникам приблизиться к изображаемому в произведении материалу, лучше узнать жизнь писателя. У моих учеников большой интерес вызвали поездки в Константино на родину Сергея Есенина, в Ясную Поляну. Мы живём в Можайском районе, который известен знаменитым Бородинским полем. Наш военно – исторический музей предлагает экскурсионное обслуживание по различным темам, связанным с войной 1812 года. В частности я провожу уроки по изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и роману Л.Н.Толстого «Война и мир» непосредственно на этом историческом поле, используя музейные материалы.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. В течение 8 лет я также преподаю и мировую художественную культуру. Большое место в изучении этого курса имеет знакомство учащихся с православным искусством. На уроках литературы и МХК вопросы, связанные с христианской историей и культурой, вызывают большой интерес у учащихся.

Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе является для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

И в заключение хочется привести слова С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.

2. Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах». М.: «Просвещение», 1984г.

3. Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» — М.: «Детская литература», 1989г.