Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Подготовила учитель православной культуры Сысова Галина Павловна

Маслова Пристань- 2012

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Для воспитания детей нужен не великий ум,

А большое сердце- способность к общению,

К признанию равенства душ

С.Соловейчик

Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции социального характера, в настоящее время в нашей стране сохраняется обстановка, обусловленная кризисными явлениями в духовно- нравственной и социокультурной сферах общества. Это не могло не отразиться на духовном и нравственном здоровье человека (прежде всего подрастающего), которое вызывает сегодня особую тревогу, поскольку именно «питание духа» и образование нравов детей — важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности на уровне земной цивилизации.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Составляющие духовной жизни человека: нравственная, эстетическая, религиозная.

По словам В.В. Зеньковского, «все три составляющих духовной жизни находят свое выражение в чувствах, работе ума и активности»

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у ребёнка:

нравственной способности – к различению добра и зла;

эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;

религиозной способности – к различению истинного и ложного.

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников.

Какие же основные ориентиры духовно-нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся.

Мы считаем, что наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, являются:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.





Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.

Мы считаем, что именно беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Я на своих уроках православной культуры и других занятиях стараюсь, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказывать свои мысли, стараюсь находить подход к каждому. Использую любые ситуации, моменты урока для воспитания нравственных качеств и эстетических чувств. Учу детей жить в гармонии и согласии с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром, быть терпимыми и добрыми к людям, стараюсь воспитать у своих учащихся интерес к познанию, любовь к труду, уважение к чужому труду, формирую активную жизненную и гражданскую позицию на основе традиций русской культуры в различных аспектах:

а) культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

б) нравственно-этическом (нравственное православно — христианское учение о человеке, цели его жизни, смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

в) этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Считаю, что основное назначение трудовой деятельности в школе и классе (уборка территории, наведение порядка в кабинетах, трудовые десанты в лес, к водохранилищу) состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих. Трудовая деятельность в школе многофункциональна: происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками, т.е. умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.

Основная наша цель – воспитательный эффект: помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Духовно-нравственное воспитание — проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.

Я считаю, что очень важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование — та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение — служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.