Формирование читательского интереса у младших школьников с ДЦП

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами — несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач.

В своей работе я рассматриваю следующие цели и задачи:

формирование читательского интереса учащихся 3-го класса. Читательский интерес это обязательно должен быть процесс избирательный, направленный на книгу определенного рода, которую читатель выделяет из прочих книг, так как испытывает в них личностную потребность, считает их наиболее подходящими для себя — для пополнения своих знаний и опыта.

описание содержания работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков на уроках внеклассного чтения.

рекомендация примерного круга чтения в 3-м классе. Учащиеся в 3-м классе знакомятся с якутской, русской и зарубежной классической литературой, произведениями современных писателей, устного народного творчества. Тематика занятий внеклассного чтения должна затрагивать различные стороны жизни и окружающей его действительности.

предлагаю некоторые формы организации внеклассного чтения в 3-м классе. Разнообразие форм, методов и средств позволит учителю создать определенную базу для формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств личности.

Система формирования читательских знаний, умений и навыков

Внеклассное чтение в 3-м классе призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

На уроках внеклассного чтения в 3-м классе в течение учебного года я поставила целью приобретение следующих знаний, умений и навыков:

Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему.

Навык самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации).

Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу.

Умение кратко передавать содержание прочитанного (в целом или отдельныхэпизодов).

Умение составить рассказ о герое, пользуясь планом, предложеннымучителем, или по самостоятельно составленному плану.

Умение целенаправленно читать детскую периодику и системноиспользовать ее на уроках.

Умение пользоваться игровой детской книгой для самостоятельнойорганизации занимательного досуга.

Далее привожу краткое содержание работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса на уроках внеклассного чтения:

Самостоятельное знакомство с книгой по трем показателям (фамилия автора,заглавие, иллюстрации).

Выбор книги из ряда книг по заданным признакам — предметам.

Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найтифотографию или портрет, определение темы творчества писателя посопоставлению ряда его книг.

Умение использовать выборочное чтение и пересказ по побуждению состороны учителя и самостоятельно для обоснования ответа на вопрос в ходебеседы по прочитанному.

Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаныв тексте произведения.

Умение самостоятельно охарактеризовать героя, используя словаопределения, предложенные учителем.

Самостоятельная подготовка выразительного чтения и декламация перед

Выявление с помощью учителя причины поступка героя и умение назвать чувства, которые возникают при знакомстве с произведением (грустно, смешно, страшно и т.п.).

Словесное рисование на основе содержания текста.

Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге.





Коллективный пересказ по серии иллюстраций, помещенных в книге.

Самостоятельное инсценирование эпизода с предварительной подготовкой впарах, группах.

Разгадывание загадок на основе рассуждений.

Различение в научно-художественном произведении сведений научногохарактера, умение назвать вопрос, на который отвечает данная книга.

Сопоставление прочитанных на уроке произведений: по героям; по аналогиии контрасту поступков героев; по теме; по авторской принадлежности.

Доступный третьеклассникам круг чтения включает в себя русскую, советскую и зарубежную детскую книгу — художественную, научно-познавательную, справочную — для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур, в частности собрание сочинений ведущих детских писателей в специальном издании, а также детскую периодическую печать.

Основной формой организации внеклассного чтения в 3-м классе остается урок внеклассного чтения. Можно предложить следующие формы уроков, которые я провожу в своем классе:

а) Уроки-устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”, “Любитебратьев наших меньших”.

б) Уроки-утренники “Сказки Пушкина”, “В гостях у Чуковского”.

в) Уроки-путешествия “Поэт из страны детства”, “В гостях у сказки”.

г) Уроки-викторины “Добрый и веселый С. Михалков”, “Наш друг Миша”, “Сказки Андерсена”.

Большую роль в повышении читательского интереса третьеклассников играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время мы готовим инсценировки, кукольные спектакли (куклы и реквизиты готовим на уроках труда и дома).

Готовим и проводим совместные литературные викторины, конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов.

Ведется тетрадь для творческих работ (для литературного творчества), где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливаем самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др.

Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник (экран) чтения. Здесь же вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, пишем памятки — планы для читателей.

Особое внимание я уделяю активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей. В целом и все внеклассное чтение не должно выпадать из поля внимания родителей.

Таким образом, единство взглядов учителя и родителей на цели, место способы и результаты детского чтения, согласованность действий поможет младшему школьнику лучше ориентироваться в мире книг, полюбить процесс чтения.

На мой взгляд, правильная организация внеклассного чтения способствует:

формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

умению работать с литературой определенного рода;

умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать в свое мнение;

формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Такна 3-м году обучения ученики успешно участвовали на кустовом и улусном туре НПК “Шагв будущее”, краеведческих конференциях.

Все приемы, освоенные ребенком на предыдущем году обучения, могут быть использованы для развития навыков самостоятельной работы в следующие годы.

Я считаю, что варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования читательских интересов младших школьников.

Все это позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников.